|
|
|
|
|
|
|
Технология металлов №8 за 2022 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Электрофизические, электрохимические и другие методы обработки
- Электрохимическая обработка поверхности деталей из стали 12Х18Н10Т, полученных методом селективного лазерного плавления ТО МАНЬ ХУНГ, аспирант, Е. В. САФОНОВ, канд. техн. наук, декан ф-та, А. П. АДЫЛИНА, канд. техн. наук, доцент, В. В. ОВЧИННИКОВ*, д-р техн. наук, проф., зав. каф.ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет», Москва, 115280, Российская Федерация*E-mail: vikov1956@mail.ru, 2
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-2-10Применение аддитивных технологий для изготовления деталей из порошков нержавеющих сталей неуклонно возрастает в последнее время. Применение технологии послойного селективного лазерного сплавления обеспечивает экономию материала для выращивания конечной детали, сокращение трудоемкости изготовления и позволяет получать детали различной конфигурации. В то же время для аддитивных технологий характерна повышенная шероховатость поверхности получаемых деталей, что подразумевает в большинстве случаев применение финишной обработки их поверхности. В данной статье рассмотрено влияние электролитического полирования на величину шероховатости образцов, полученных селективным лазерным сплавлением из порошка стали 12Х18Н10Т. Ключевые слова: аддитивные технологии, селективное лазерное сплавление, электрохимическая обработка, сталь 12Х18Н10Т, обработка поверхности, шероховатость поверхности.
Обработка давлением металлов и материалов
- Всестороннее исследование выдавливания П-образных кронштейнов. Сообщение 8. Методика расчета технологических параметров при стесненном выдавливании. Ч. 2 А. Л. ВОРОНЦОВ*, д-р техн. наук, проф., С. М. КАРПОВ, канд. техн. наукФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: mt13@bmstu.ruе, 11
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-11-16Изложено продолжение методики расчета технологических параметров процесса стесненного выдавливания П-образных кронштейнов в условиях плоской деформации в общем случае несоосного расположения пуансона и матрицы. Рассмотрен расчет предельных случаев несимметричного выдавливания, сводящихся, с одной стороны, к симметричному выдавливанию, а с другой стороны, к полному перекрытию малого зазора истечения. Приведенные формулы позволяют определить такие важнейшие параметры процесса штамповки, как полная и удельная деформирующие силы, а также высоты образующихся в результате выдавливания стенок. Ключевые слова: объемная штамповка, выдавливание, несоосное расположение пуансона и матрицы, плоская деформация, накопленные деформации, упрочнение.
- Аналитическое исследование снижения контактного давления при холодной прокатке толстых полос с однозонным процессом отставания Л. С. КОХАН 1, д-р техн. наук, проф., А. В. АЛДУНИН2*, д-р техн. наук1ФГАОУ ВО «Московский политехнический университет», Москва, 107023, Российская Федерация2ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: mmomd@mail.ru, 17
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-17-25Путем аналитических исследований установлено значительное снижение среднего относительного напряжения на поверхности контакта с прокатными валками при переходе от двухзонной к однозонной холодной прокатке отставания толстых полос. Это позволяет увеличить срок службы прокатных валков за счет уменьшения их износа и вероятности образования трещин. Ключевые слова: холодная прокатка, очаг деформации, толстая стальная полоса, заднее натяжение, относительное контактное напряжение.
Коррозия: материалы, защита
- Оценка стойкости углепластиков к действию коррозионных сред В. А. НЕЛЮБ, д-р техн. наук, Т. Д. ТАРАБРИНА*ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: tanusha.tanya@inbox.ru, 26
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-26-32Приведены результаты структурных и механических испытаний углепластиков, изготовленных из углеродной ленты с покрытием из нержавеющей стали на основе эпоксидного связующего. Образцы углепластиков изготавливали по инфузионной технологии при различных технологиях отверждения. Готовые образцы выдерживали в 7% растворе NaCl и оценивали прочность при межслоевом сдвиге и микроструктуру. В результате проведенных исследований установлено, что использование модифицированной технологии вакуумной инфузии обеспечивает высокое качество углепластиков. Ключевые слова: углепластик, металлическое покрытие, водный раствор, микроструктура.
- Обоснование и перспективы использования методов защиты поверхностей судовых двигателей внутреннего сгорания от воздействия кавитации А. Л. ГАЛИНОВСКИЙ*, д-р техн. наук, проф., зав. кафедройФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: a_galinovskiy@bmstu.ru, 33
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-33-40Рассматриваются проблемы защиты поверхностей судовых двигателей внутреннего сгорания от интенсивного воздействия на них кавитации. На основе анализа литературных источников изучаются вопросы, связанные с особенностями проявления кавитации в жидких средах. Отмечается влияние различных факторов, например, температуры и вязкости жидкости на интенсивность протекания кавитационных процессов, а также рассматривается совокупность различных гипотез, связанных с разрушением материала при кавитации. С учетом анализа ряда исследований сделаны выводы, что в качестве рабочей жидкости не рекомендуется использование водопроводной и дистиллированной воды, а рекомендуется применение тосола различных марок. В заключении статьи сделаны выводы, что хорошими адгезионными свойствами обладают полимеры на полиуретановой основе, например, полиуретановые каучуки, которые могут быть использованы для защиты поверхностей судовых двигателей внутреннего сгорания. Ключевые слова: кавитация, судовые двигатели, технологические покрытия, полимерные покрытия, эрозия поверхности.
Нанесение покрытий
- Оценка прогнозируемого упрочнения железа при поверхностном легировании металлом в сочетании с азотированием Л. Г. ПЕТРОВА*, д-р техн. наук, проф., зав. кафедройФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, Российская Федерация*E-mail: petrova_madi@mail.ru, 41
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-41-52Приводится алгоритм оценочного расчета прироста предела текучести в результате твердорстворного и дисперсионного упрочнения поверхностно-легированных слоев в железе, получаемых при комбинированной обработке, сочетающей насыщение нитридообразующим металлом (Cr, V, Ti, W, Mo) и азотом. В качестве входного параметра для расчета использована концентрация легирующего металла в железе, которая количественно связана со структурными факторами упрочнения: концентрацией растворенного азота и объемной долей выделяющихся нитридов. Установлена высокая степень корреляции расчетных параметров упрочнения с микротвердостью модифицированных слов в армко-железе после диффузионной металлизации (хромом, титаном, ванадием) и азотирования. Ключевые слова: диффузионная металлизация, поверхностное легирование, азотирование, твердорастворное упрочнение, дисперсионное упрочнение, микротвердость.
- Фрикционное натирание медью как способ восстановления размеров и борьбы с фреттинг-коррозией корпусных деталей подшипниковых сопряжений И. В. КУЗЬМЕНКО*, канд. техн. наук, доцент, С. И. БУДКО, канд. техн. наук, доцент, В. И. САМУСЕНКО, канд. техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, 243365, Российская Федерация*E-mail: kuzmenko_2007@mail.ru, 53
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-53-55С помощью экспериментальных данных определены значения изменений размеров поверхностей корпусных деталей подшипниковых сопряжений. Результатом исследований стало технологическое решение о фрикционном нанесении медных пленок на контактирующую с подшипником поверхность как способе восстановления размеров и борьбы с фреттинг-коррозией. Ключевые слова: медная пленка, трение, фрикционное натирание, фреттинг-коррозия, восстановление, корпусная деталь.
Производство специальных видов проката
- Анализ настроечных параметров шаропрокатного стана при прокатке мелющих шаров Д. Л. ШВАРЦ1, д-р техн. наук, И. К. ГАЛИМЬЯНОВ2*, В. Ю. РУБЦОВ21ФГАОУ ВО «УрФУ им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, 620002, Российская Федерация2АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», Свердловская обл. г. Нижний Тагил, 622025, Российская Федерация*E-mail: IlyasGalimyanov@evraz.com, 56
DOI: 10.31044/1684-2499-2022-0-8-56-64При рассмотрении процесса прокатки шаров было определено, что одним из основных параметров как при расчете калибровки, так и при построении модели валка, кроме диаметра самих валков, длины бочки валка и прокатываемого профиля, является межвалковое расстояние в точке скрещивания (зоны, где реборды валков находятся на максимально близком расстоянии друг от друга). Определена методика расчета межвалкового расстояния в точке скрещивания. По результатам расчета проведен анализ и выбор рациональных настроечных параметров прокатных валков при прокатке шаров на шаропрокатном стане АО «ЕВРАЗ НТМК». Анализ проводился на новых валках, а также на валках после первой, второй, третьей, четвертой переточек винтовых шаропрокатных калибров. На основании систематизированных данных построены точечные графики настроечных показателей. На основе графических данных произведена полиномиальная аппроксимация. Определены уравнения функций настроечных параметров. Ключевые слова: мелющие шары, настройка стана, диаметр шара, переточка валков.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|