Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2025 год

Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Технология металлов №5 за 2021
Содержание номера

Технологии получения черных и цветных металлов

  • Технология выплавки сплава 12Х18Н10Т в индукционных печах С. И. ГЕРЦЫК*, канд техн. наук, доцент, Я. А. МИНЕЕВ, магистрантФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», Москва, 115280, Российская Федерация*E-mail: gertsyk@mfil.ru, 2

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-2-8

    Разработана технология выплавки конструкционной криогенной стали 12Х18Н10Т из промышленных отходов в индукционной установке, имеющей в своем составе две индукционные печи серии FS (без сердечника) вместимостью 1100 кг. Рассмотрены вопросы подготовки шихты: фракционный состав, окисленность, содержание вредных примесей и способ ее завалки с целью обеспечения стойкости тигля и сокращения периода расплавления, порядок ввода легирующих и шлакообразующих элементов, снижение которых по результатам опытно-промышленных плавок составило 3—5% при снижении угара металла на 2—4% и величине удельного расхода энергии 570—580 кВт∙ч / т. Даны рекомендации по снижению высоты мениска на поверхности расплава.
    Ключевые слова: индукционный нагрев, технология выплавки, переплав промышленных отходов, индуктор, тигель.

Металловедение; технологии термической и химико-термической обработки

  • Некоторые особенности проведения и закономерности протекания стимулированного молекулярным йодом окисления меди в кислом водном растворе пероксида водорода С. Д. ПОЖИДАЕВА*, канд. хим. наук, доцент, А. М. ИВАНОВ, д-р хим. наук, проф.ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск, 305040, Российская Федерация*E-mail: pozhidaeva_kursk@mail.ru, 9

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-9-19

    Окисление меди пероксидом водорода в присутствии каталитических (10–5—10–7 моль / кг) количеств молекулярного йода начинается с максимальными (0,1 и более моль / (кг∙мин)) скоростями и в подавляющем большинстве случаев протекает до практически полного расходования пероксида водорода. Этот процесс сопровождается самоторможением из-за блокировки поверхности меди отложениями продуктов, что является одной из основных причин различий его характеристик. С другой стороны, расходование меди может быть не только ускорено, но и продолжено после превращения всего загруженного пероксида за счет развития сопутствующего процесса окисления меди его средней солью (продуктом первичного процесса). Второй процесс среди продуктов имеет плохорастворимые соли меди (I) и основные соли меди (II), что ведет к ускоренному накоплению твердых фаз реакционных смесей, изменению состава поверхностных отложений на металле, а также к неблагоприятным изменениям вязкостных и иных характеристик в зоне реакции.
    Ключевые слова: медь, окисление йодом, окисление солями меди (II), исходный процесс, сопутствующий процесс, пероксид водорода, кислород воздуха, регенерация окислителя, водные растворы кислот, продукты сопутствующего процесса, растворимость, фазовые переходы, поверхностные отложения, выход, селективность, пооперационные схемы, влияние природы кислоты.

Электрофизические, электрохимические и другие методы обработки

  • Влияние параметров рабочего инструмента на напряженное состояние при орбитальном поверхностном пластическом деформировании С. А. ЗАЙДЕС, д-р техн. наук, проф., зав. каф., ФАМ ВАН АНЬ*, аспирантФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ)», г. Иркутск, 664074, Российская Федерация*E-mail: vananhtdh0202@gmail.com, 20

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-20-27

    В данной статье с использованием программного пакета ANSYS Workbench рассмотрено влияние параметров рабочего инструмента на напряженное состояние поверхностного слоя при обработке цилиндрических деталей орбитальным поверхностным пластическим деформированием.
    Ключевые слова: интенсивность напряжений, остаточные напряжения, напряженное состояние, орбитальное поверхностное пластическое деформирование, кинематика рабочего инструмента.

Пластическая деформация черных и цветных металлов

  • Особенности низкотемпературной пластической деформации круглой заготовки при осадке и продольной прокатке. Сообщение 3. Кинетика пластического течения при осадке и продольной прокатке цилиндрических заготовок В. С. НАГОРНОВ*, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., доцент, М. И. ГАСЛЕНКО, нач. лаборатории, Е. В. БЛАЩЕНЕВИЧ, студентка, А. И. МИРСАИТОВ, студент, Д. В. СИВАЧЁВА, студенткаФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет(Национальный исследовательский университет)», г. Челябинск, 454080, Российская Федерация*E-mail: RadionovaL. V.@susu.ac.ru, 28

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-28-36

    Контактное взаимодействие твердых тел, приводящее к необратимой деформации одного из тел применительно к процессам обработки материалов давлением с физической точки зрения наилучшим образом характеризует кинетический подход. Установление характера и закономерности скорости пластической деформации наряду с другими факторами позволяет более обоснованно определить технологические показатели при обработке материалов давлением.
    Ключевые слова: осадка, плоские призматические плиты, гладкие валки, продольная прокатка, низкотемпературная пластическая деформация, экспериментальное исследование.

Новые технологические процессы и оборудование

  • Деформирующее резание как основа создания самосмазывающихся узлов трения скольжения Н. Н. ЗУБКОВ*, д-р техн. наук, проф., С. Г. ВАСИЛЬЕВ, канд. техн. наук, доцент, Д. В. ЦУКАНОВ, аспирантФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: zoubkovn@bmstu.ru, 37

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-37-43

    Показана перспективность макрорельефов в виде оребрения, полученного методом деформирующего резания для создания самосмазывающихся узлов трения скольжения. Предложены варианты технологических решений по введению твердосмазочных композиций в структуру поверхности трения. Проведены триботехнические испытания, доказывающие перспективность использования макрорельефа, получаемого деформирующим резанием для последующего внедрения твердых смазок, а также самих поверхностей сухого трения.
    Ключевые слова: деформирующее резание, подшипник скольжения, твердые смазки, износостойкость, коэффициент трения, интенсивность изнашивания.

Автоматизация и компьютеризация технологических процессов

  • Система распознавания и мониторинга технического состояния наземных транспортно-технологических машин В. А. ЗОРИН1, д-р техн. наук, проф., Н. И. БАУРОВА1*, д-р техн. наук, проф., П. В. СТЕПАНОВ2, гл. эксперт, М. М. СТЫСКИН2, нач. отдела, П. Г. ТРЕГУБОВ2, канд. техн. наук, вед. специалист1ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, Российская Федерация2ЗАО «Универсал-Аэро», Москва, 125363, Российская Федерация*E-mail: nbaurova@mail.ru, 44

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-44-49

    Рассмотрены вопросы формирования системы распознавания, мониторинга технического состояния и проактивного обслуживания аэродромных наземных транспортно-технологических машин с помощью диагностической информации. Основной целью разработки и внедрения системы проактивного обслуживания является обеспечение надежности и безопасности эксплуатации транспортно-технологических машин. Для решения этой задачи необходимо своевременное распознавание и оперативное предотвращение возникновения неисправности, что требует выделения особого класса промежуточных состояний, называемых предаварийными. Обсуждены логические и физические модели, описывающие изменение состояния машин, технологические процессы, геопозиционирование, визуализацию событий. Приведены результаты внедрения системы распознавания, мониторинга и проактивного дистанционного обслуживания аэродромных наземных транспортно-технологических машин с помощью диагностической информации.
    Ключевые слова: автолифт, безопасность, распознавание, мониторинг, наземные аэродромные транспортно-технологические машины.

Ремонт и модернизация оборудования

  • Технология восстановления отечественных коленчатых валов с трещинами на шейках В. П. ЛЯЛЯКИН1*, гл. специалист, д-р техн. наук, проф., Д. Б. СЛИНКО1, 2, канд. техн. наук, доцент, вед. науч. сотр.1ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, 109428, Российская Федерация2ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Баумана)», Москва, 105005, Российская Федерация*E-mail: Valpal-1938@mail.ru, 50

  • DOI: 10.31044/1684-2499-2021-0-5-50-55

    В процессе эксплуатации дизельных двигателей поверхности коренных и шатунных шеек изнашиваются. На шейках валов часто обнаруживаются трещины различного расположения. В статье описывается проведение анализа возникновения трещин, установление причин их появления и определение способов восстановления коленчатых валов с трещинами. Для выявления трещин использовался магнитный дефектоскоп. Дана классификация трещин на шейках дизельных коленчатых валов на усталостные и технологические.
    Ключевые слова: коленчатый вал, трещины, износостойкость, прочность, задиры, усталостная прочность.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru