|
|
|
|
|
|
|
Ремонт, восстановление, модернизация №1 за 2025 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Практика ремонта, восстановления и модернизации
- Методы контроля качества соединений, восстановленных с использованием полимерных композиционных материалов В. В. МУХИН, аспирантФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: vwin14@mail.ru, 3
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-3-7Рассматриваются особенности процесса ремонта элементов дорожных машин с использованием полимерных композиционных материалов и методы контроля качества ремонта на каждом этапе технологического процесса. Приводятся перечень возможных дефектов, возникающих на различных этапах технологического процесса ремонта, и наиболее важные параметры, подлежащие обязательному контролю. Разработаны рекомендации по проведению контроля качества на всех этапах технологического процесса ремонта трещин элементов дорожных машин с использованием полимерных композиционных материалов. Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, контроль качества, методы контроля, технологический процесс, ремонт.
- Восстановление деталей шпоночных соединений В. А. СКРЯБИН, д-р техн. наук, профессорФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru, 8
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-8-12В статье рассмотрены различные технологические способы ремонта деталей шпоночных соединений. Приведены различные конструкции шпоночных соединений и различные способы их восстановления. Ключевые слова: технологические способы ремонта, шпоночные соединения, различные конструкции шпоночных соединений, различные способы восстановления.
- Комбинированная технология восстановления привалочных плоскостей головок цилиндров двигателей В. Н. ЛОГАЧЕВ1*, канд. техн. наук, доцент, Н. В. ТИТОВ1, канд. техн. наук, доцент, А. В. КОЛОМЕЙЧЕНКО2, д-р техн. наук, профессор1ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина», г. Орел, 302019, РФ2Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Москва, 125438, РФE-mail: logvovan@mail.ru, 13
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-13-18В работе представлено описание комбинированного технологического процесса восстановления головок цилиндров двигателей (на примере головки цилиндров двигателя семейства ЗМЗ-511 / 523) сверхзвуковой электродуговой металлизацией (СЭДМ) с последующим упрочнением плазменно-электролитическим оксидированием (ПЭО) и наполнением пор покрытия полимерным материалом. Использование данной технологии в ремонтном производстве позволит значительно повысить износо- и коррозионную стойкость восстановленных головок цилиндров в сравнении с новыми деталями. Ключевые слова: технологический процесс, восстановление, упрочнение, головка цилиндров, привалочная плоскость, сверхзвуковая электродуговая металлизация, плазменно-электролитическое оксидирование.
Диагностика и причины повреждений
- Подбор эпоксидных клеевых составов отечественного производства для тензорезисторов, используемых в критических условиях А. А. ПЕГАЧКОВ, канд. техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: pegachkov@yandex.ru, 19
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-19-24В работе анализируются и изучаются вопросы, связанные с подбором оптимальных эпоксидных клеевых составов отечественного производства, применяемых с целью фиксации тензорезисторов в критических условиях. Данная статья раскрывает результаты второго этапа испытаний по исследованию возможностей применения существующих на рынке РФ эпоксидных клеевых составов с целью их использования в тензометрии.
Основной задачей проводимых исследований был анализ погрешностей, получаемых при измерении деформаций, считываемых тензорезисторами, зафиксированными различными эпоксидными клеевыми составами с целью определения состава, обеспечивающего минимальную погрешность измерений при мониторинге деформаций деталей машин.
Отметим, что при проведении испытаний, использовали фольговые тензорезисторы, которые фиксировались на испытываемую пластину из алюминиевого сплава пятью марками различных эпоксидных клеевых составов. Далее, испытываемая пластина, соответственно, и все образцы подвергались одинаковой по значению деформации, что позволило, по изменению сопротивления каждого из зафиксированных тензорезисторов, оценить, какая погрешность была привнесена каждым из клеевых составов.
По результатам полученных данных стало возможным выбрать оптимальный эпоксидный клеевой состав, обеспечивающий минимальный уровень погрешностей при измерении деформаций с помощью тензорезисторов, при их эксплуатации в критических условиях. Ключевые слова: эпоксидные клеевые составы, тензодатчики, оптимизация, подбор, фольговый тензорезисистор, деформация, терморезистивный эффект, электрическое сопротивление, погрешность измерений.
- Определение потерь напора в каналах кольцевого сечения, образованных стенками разной шероховатости Г. В. ГРИГОРЬЕВ1, канд. техн. наук, доцент, И. Н. ДМИТРИЕВА1, канд. техн. наук, доцент, В. Б. ОЛОФИНСКИЙ1, канд. техн. наук, доцент, Т. Н. СТОРОДУБЦЕВА2, д-р техн. наук, профессор, Г. А. КАЛИТА3, канд. техн. наук, доцент, И. В. ГРИГОРЬЕВ4*, д-р техн. наук, профессор1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова», Санкт-Петербург, 194021, РФ2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, 394087, РФ3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, 680035, РФ4Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет», г. Якутск, 677007, РФE-mail: vtl-lta@mail.ru, *silver73@inbox.ru, 25
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-25-31В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением потерь напора в трубопроводных системах установок для импульсной пропитки лесоматериалов, гидротранспорта бревен и цилиндрических капсул. Получены теоретические зависимости для определения коэффициентов гидравлического трения осесимметричных кольцевых каналов и кольцевых каналов с максимальным эксцентриситетом, образованных стенками различной шероховатости. Предложена зависимость для определения среднего значения коэффициента эквивалентной шероховатости стенок, необходимого для расчета коэффициента гидравлического трения. Полученные зависимости подтверждены экспериментами на гидродинамическом стенде. Полученные результаты подтвердили пригодность зависимостей для расчета приведенного коэффициента сопротивления трения осесимметричных кольцевых каналов. Для случая кольцевого канала с максимальным эксцентриситетом экспериментальным путем получена зависимость для расчета поправочного коэффициента для вычисления приведенного коэффициента гидравлического трения. Приведено сравнение результатов авторов с результатами других исследователей. Ключевые слова: трубопровод, шероховатость, коэффициент сопротивления трения, цилиндрическое тело, обтекание.
Общие и научно-методические вопросы
- Способ формования изделий из эпоксидной смолы на основе наноимпульсной обработки О. Ю. ЕРЕНКОВ, д-р техн. наук, С. П. ИСАЕВ, д-р техн. наук, Д. О. ЯВОРСКИЙ, магистрантТихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, 680042, РФЕ-mail: erenkov@list.ru, 32
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-32-35В статье представлен новый способ формования изделий из эпоксидной смолы. Технической задачей, на решение которой направлено разработанное авторами статьи изобретение, является снижение продолжительности цикла формирования изделия. В данной работе поставленная задача решается за счет наноимпульсной обработки эпоксидной смолы в течение процесса ее отверждения. Ключевые слова: эпоксидная смола, армирующий материал, формование, модификация, наноимпульсная обработка.
- Исследование процессов высокотемпературного старения в жаропрочном никелевом сплаве Udimet 720 О. Б. БЕРДНИК1, 2, канд. техн. наук, Л. А. КРИВИНА1, канд. техн. наук, И. Н. ЦАРЕВА1, канд. физ.-мат. наук1Институт проблем машиностроения РАН — филиал ФГБНУ «ФИЦ Институт прикладной физики им. А. В. Гапонова — Грехова РАН», г. Нижний Новгород, 603024, РФ2Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, 603024, РФE-mail: berdnik80@mail.ru, 36
DOI: 10.31044/1684-2561-2025-0-1-36-40С целью изучения механизмов высокотемпературной усталости в жаропрочном суперсплаве на никелевой основе марки Udimet 720 физически промоделирован процесс старения посредством высокотемпературной выдержки при температурах 850, 1000 и 1200 °C. Установлены закономерности изменения параметров микроструктуры и механических свойств материала при искусственном старении данного сплава. Ключевые слова: жаропрочный никелевый сплав, механические характеристики, структура, карбидная фаза, интерметаллидная фаза.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|