|
|
|
|
|
|
|
Ремонт, восстановление, модернизация №7 за 2023 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Общие и научно-методические вопросы
- О выборе рациональных значений скорости механического разрушения льда шарошечным инструментом В. А. ГАНЖА1, д-р техн. наук, доцент, А. С. САТЫШЕВ2, канд. техн. наук, А. В. ЛЫКОВ3, аспирант, А. В. ВАСИЛЬЕВ4, аспирант, А. В. ГАНЖА5, студент1,2Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа, Красноярск, 660041, РФ3,4Сибирский федеральный университет, Военно-инженерный институт, Красноярск, 660036, РФ5Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, Красноярск, 660022, РФ, 3
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-3-7В статье приводятся основные результаты одного из этапов исследований процесса взаимодействия тангенциальной шарошки со льдом при его механическом разрушении. Описываются условия проведения экспериментальных исследований, представлены выводы по их результатам. Ключевые слова: тангенциальная шарошка, механическое разрушение льда, дорожные покрытия, сила сопротивления резанию, технологические параметры инструмента, конструктивные параметры инструмента.
- Математическая модель функционирования транспортно-технологического процесса доставки лесоматериалов в условиях стохастической неопределенности А. М. ГАЗИЗОВ1, д-р техн. наук, профессор, И. М. ЕНАЛЕЕВА-БАНДУРА2, канд. техн. наук, доцент, А. Н. БАРАНОВ2, канд. техн. наук, доцент, С. А. БРОВКИН2, ассистент, И. В. ГРИГОРЬЕВ3, д-р техн. наук, профессор1ФГБОУ Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, 450062, РФ2ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева», Красноярск, 660037, РФ3ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет» (ЯГСХА), Якутск, 677007, РФE-mail: silver73@inbox.ru, 8
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-8-16В современных экономических условиях лесная отрасль характеризуется наличием большого количества различных отраслевых проблем, основными из которых являются инфраструктурные проблемы, к которым следует отнести недостаточную транспортную и энергетическую обеспеченность, а также низкий уровень развития дорожной инфраструктуры на территориях лесного фонда. Наряду с указанными проблемами, порождающими сбои в работе предприятий лесного комплекса, имеет место экономическая нестабильность, которая образуется в большей степени посредством негативного влияния факторов стохастической неопределенности внутренней и внешней производственной среды на технологические процессы лесной отрасли в целом и транспортно-технологический процесс доставки лесоматериалов в частности. Негативное влияние факторов стохастической неопределенности на транспортно-технологический процесс доставки лесоматериалов обусловливается довольно весомым отклонением под воздействием различных случайных явлений производственной среды фактических технико-экономических показателей функционирования процесса от плановых. Данное обстоятельство влечет за собой неэффективность функционирования процесса транспортировки лесных грузов. Учитывая выше отмеченное, можно утверждать, что существует необходимость учета стохастической составляющей при создании методов, моделей и алгоритмов, призванных оптимизировать транспортно-технологический процесс доставки лесоматериалов. В этой связи в статье рассмотрена сущность транспортно-технологического процесса доставки лесоматериалов; определены аспекты влияния стохастической неопределенности на процесс транспортировки лесных грузов; произведен анализ научных трудов в области математического моделирования в стохастической постановке; определена и охарактеризована свойственная структура процесса транспортировки лесоматериалов; на базе выработанной свойственной структуры и анализа научной литературы по данной проблематике разработана математическая модель функционирования транспортно-технологического процесса доставки лесоматериалов в условиях стохастической неопределенности, в основу разработанной модели положены элементы теории вероятности и комбинаторики, методы линейного и динамического программирования, а также системный и отраслевой подходы; отмечены преимущества разработанной модели и даны рекомендации по ее практическому использованию. Ключевые слова: стохастическая неопределенность, транспортно-технологический процесс, лесоматериалы, лесная отрасль, математическая модель.
- Изменение прочностных свойств лесовозных автомобильных дорог при регулировании водно-теплового режима земляного полотна Р. С. САПЕЛКИН1, экстерн, Д. Г. КОЗЛОВ2, канд. техн. наук, доцент, В. А. ТИМОФЕЕВ1, экстерн, П. О. РОМАНОВ1, экстерн, А. А. СКРЫПНИКОВ1, студент1Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж, 394000, РФ2Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, 394087, РФE-mail: dimvsau@mail.ru, 17
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-17-23Изложены особенности изменения прочностных свойств лесовозных автомобильных дорог с изменением погодно-климатических условий местности и проведены исследования зависимости модуля деформации грунта от плотности при различной влажности грунта. Получены данные изменения прочности дорожных покрытий в зависимости от водно-теплового режима и выведен коэффициент минимальной прочности. Ключевые слова: земляное полотно, влажность, плотность, прочность дорожного покрытия, земляное полотно.
Практика ремонта, восстановления и модернизации
- Модернизация дискового заделывающего органа сажалки В. А. ОВТОВ, канд. техн. наук, доцент, К. А. ГОРШКОВ, студент, Д. А. ФРОЛОВ, студентФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», г. Пенза, 440014, РФE-mail: ovtovvlad@mail.ru, 24
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-24-28Совершенствование посадочной техники для овощеводства является одной из основных задач, способствующих дальнейшему увеличению роста производства овощей, на основе повышения урожайности возделываемых культур. Резервом роста урожайности чеснока и лука является использование и технологическая эксплуатация комплекса современной овощеводческой техники на основе передовых технологий производства овощеводческой продукции. Однако технологическая и техническая оснащенность российских производителей овощных культур в полной мере не обеспечена отечественной промышленностью полным комплексом машин, необходимым для полного цикла производства овощеводческой продукции. Урожайность получаемого товарного лука во многом определяется технологическим процессом посадки, а именно зависит от заделки луковиц в борозде донцем вниз. В статье представлена конструкция дискового заделывающего органа сажалки лука. На основе полевых испытаний луковой сажалки определены нагрузки, действующие на кронштейн дискового заделывающего органа при его работе. Проведенный напряженно-деформированный анализ кронштейна с использованием модуля APM FEM системы автоматизированного проектирования Компас 3-D позволил определить, что прочность спроектированного кронштейна обеспечит надежную работу дискового заделывающего устройства при заделке луковичных культур. Ключевые слова: лук, нагрузки, сажалка, прочность, пластические деформации, геометрические характеристики сечений.
- Повышение долговечности двигателей дизель-генераторных установок путем использования систем накопления энергии и оптимизации режимов работы С. Ф. АЛЕКОВ, магистрант, А. А. ПЕГАЧКОВ, канд. техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: pegachkov@yandex.ru, 29
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-29-35Показатели надежности работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), входящих в состав дизель-генераторных установок, прежде всего зависят как от правильно подобранного по мощности ДВС, так и от параметров его работы, таких как количество пусков в единицу времени, длительность циклов работы, частота вращения и т.д. Данные параметры, в свою очередь, напрямую зависят от внешних эксплуатационных факторов, таких как нагрузка, ее цикличность и длительность циклов нагрузки.
В данной статье рассмотрены возможные способы повышения долговечности ДВС в составе ДГУ путем дополнительного оснащения ДГУ системами накопления энергии, что в итоге позволяет оптимизировать режимы работы ДВС и перевести в области номинальных значений, рекомендованных производителем этих ДВС. Ключевые слова: двигатель, конструирование, система накопления энергии, потребляемая нагрузка, мощность оптимизация, режимы работы, частота вращения, долговечность, износ, номинальные значения.
- Восстановление передач винт—гайка качения станков с ЧПУ А. Г. СХИРТЛАДЗЕ1, д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор, В. А. СКРЯБИН2, д-р техн. наук, профессор1ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет Станкин», Москва, 127055, РФ2ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru, 36
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-7-36-40В статье приведена технология восстановления передач винт—гайка качения. Приведены области применения шариковых винтовых передач (ШВП). Показаны различные устройства, реализующие данную технологию. Ключевые слова: технология ремонта, шариковая винтовая передача, устройства для восстановления.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|