|
|
|
|
|
|
|
Ремонт, восстановление, модернизация №4 за 2024 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Практика ремонта, восстановления и модернизации
- Перспективы применения дисперсно-наполненных композитов при полевом ремонте корпусных деталей наземных транспортно-технологических средств (обзор) Т. Н. ЕГУНОВА, аспирантФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, РФE-mail: tanya.e.n5@yandex.ru, 3
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-3-8Приведены основные повреждения корпусных деталей наземных транспортно-технологических средств, возникающие в процессе эксплуатации. Рассмотрены основные способы ремонта корпусных деталей, их преимущества и недостатки. Показано, что ремонт с использованием полимерных композиционных материалов может быть осуществлен не только в рамках ремонтного предприятия, но и в полевых условиях. Ключевые слова: корпусные детали, полимерные композиционные материалы, дисперсно-наполненные композиты, полевой ремонт.
- Инновационные технологии восстановления шеек коленчатых валов в связи с их старением в процессе эксплуатации В. П. ЛЯЛЯКИН, д-р техн. наук, профессор, В. Ф. АУЛОВ, канд. техн. наукФГБНУ Федеральный агроинженерный центр ВИМ, Москва, 109428, РФE-mail: valpal-1938@mail.ru, 9
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-9-13Академик ВАСХНИЛ Селиванов А. И. в разработанной теории старения машин ввел понятие годности машин и отдельных элементов. При выборе методов восстановления коленчатых валов необходимо оценивать их годность. В статье изложена разработка инновационной технологии восстановления коленчатых валов в связи с их старением. Предложенная технология позволяет увеличить ресурс коленчатого вала в 1,9—2,6 раза, сохранив при этом усталостную прочность на уровне предела выносливости нового вала. Ключевые слова: коленчатый вал, старение деталей, износостойкость, усталостная прочность, твердость, ресурс, восстановление.
Общие и научно-методические вопросы
- Повышение долговечности деталей дорожной техники модифицированными электрохимическими композитами Ю. Е. КИСЕЛЬ1, д-р техн. наук, профессор, А. В. КОЛОМЕЙЧЕНКО2*, д-р техн. наук, профессор, П. Е. КИСЕЛЬ1, аспирант1Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск, 241044, РФE-mail: YPK2@mail.ru2Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»), Москва, 125438, РФ*E-mail: a.kolomiychenko@nami.ru, 14
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-14-20Исследовано влияние обработки токами высокой частоты на физико-механические свойства композиционных покрытий железо—карбид бора. Установлено, что при термообработке композитов необходимо строго учитывать фазовые и объемные изменения их компонентов. Нагрев композитов должен быть ограничен. Показано, что термообработка деталей с покрытиями приводит к улучшению их эксплуатационных свойств. Ключевые слова: композиционные материалы, электрохимические композиты, гетерогенные материалы, композиционные электрохимические покрытия, структура, прочность, износостойкость, микротвердость, внутренние напряжения.
- Способ оценки качества диспергирования растворов полимерных композитов Р. И. ЛИ1*, д-р техн. наук, профессор, М. Р. КИБА2, канд. техн. наук, В. Е. ЕРОХИН11Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, 398055, РФE-mail: romanlee@list.ru2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, 199106, РФ, 21
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-21-27Применение полимерных нанокомпозитов при восстановлении изношенных корпусных деталей существенно увеличивает их ресурс и значительно сокращает затраты на ремонт техники. При равномерном распределении частиц наполнителя в растворе достигаются наиболее высокие механические и теплофизические свойства полимерного композита. Разработан и предложен новый способ, в котором качество смешения раствора полимерного композита оценивают по равномерности распределения частиц наполнителя в растворе. Способ отличается оперативностью и повышенной достоверностью контроля качества смешения, сокращением расхода материалов и низкой себестоимостью. Ключевые слова: деталь, восстановление, раствор, полимер, наполнитель, смешение, оценка качества.
Новые материалы и технологии восстановления
- Технологические особенности изготовления деталей, имеющих резьбовые поверхности, методами 3D-печати для эксплуатации в различных климатических условиях И. С. НЕФЁЛОВ, канд. техн. наук, Н. И. БАУРОВА, д-р техн. наук, профессорФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: nbaurova@mail.ru, 28
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-28-32Изучено влияние режимов 3D-печати на качество резьбовых поверхностей напечатанных деталей из ABS- и PLA-пластика. Разработаны рекомендации по выбору параметров 3D-печати. Рассмотрена технология установки резьбовых вставок для деталей, эксплуатируемых в различных климатических условиях. Ключевые слова: ABS-пластик, PLA-пластик, аддитивные технологии, резьба, прочность на вырыв, резьбовая вставка, 3D-печать, FDM-технология.
Триботехника и триботехнологии
- Керамические антифрикционные покрытия подшипниковых сопряжений турбокомпрессоров ДВС А. Г. ИПАТОВ*1, канд. техн. наук, К. Г. ВОЛКОВ2, канд. техн. наук, А. В. МАЛИНИН1, аспирант1ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет», г. Ижевск, 426069, РФE-mail: Ipatow.al@yandex.ru2ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук», г. Ижевск, 426067, РФ, 33
DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-4-33-38Разработка новых антифрикционных покрытий на основе керамических материалов является перспективным направлением в современном машиностроении. Однако из-за малой изученности антифрикционных свойств керамических соединений, сложности их обработки вопрос состава покрытия является открытым. В работе рассматриваются керамические материалы и способ получения антифрикционного покрытия на их основе. Описываются свойства подобранных керамических материалов, результаты сканирующей электронной микроскопии, сравнительных трибологических испытаний антифрикционного покрытия и стального образца в паре с бронзой БрО10С10. Ключевые слова: антифрикционное керамическое покрытие, трибологические испытания, карбид бора, нитрид бора.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|