Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №4 за 2011
Содержание номера

Теоретические основы реновационных технологий

  • Напряженно-деформированное состояние поршней автотракторной техники из алюминиевых сплавов после механической обработки перед никель-фосфорным покрытием А.Г. СХИРТЛАДЗЕ, д-р пед. наук, проф., канд. техн. наук, В.А. СКРЯБИН, д-р техн. наук, проф., (E-mail: VS_51@list.ru), О.В. ПИМЕНОВА, канд. техн. наук, доцент, Г.И. ВЕЧНИКОВА, канд. техн. наук, доцент, М.А. РЕЙЕС-АЛЬМЕЙДА (Московский государственный технологический университет «Станкин»; Пензенский государственный университет), 2

  • Представлены результаты экспериментальных и теоретических исследований режимных параметров и условий финишной обработки поверхностей поршней автотракторной техники из алюминиевых сплавов, обеспечивающие заданное значение шероховатости поверхности по критерию Ra. Показана возможность осаждения на эти поверхности Ni—P покрытия. Исследовано напряженно-деформированное состояние поверхностей поршней, позволяющее определить напряжения и деформации после механической обработки. Установлено, что величина остаточных напряжений в поверхностном слое деталей изменяется в диапазоне 140…200 MПа, что позволит в дальнейшем оценить прочность сцепления основы с покрытием.
    Ключевые слова: химическое никелирование, гальваническое покрытие, алюминиевые сплавы.


Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Восстановление корпусов импортных дробилок «Sandvik» В. А. КОРОТКОВ, д-р техн. наук, проф., А. М. ВЕСНИН, Ю. Г. СМИРНОВ (ООО «Композит», Нижний Тагил; E-mail: 245901@mail.ru), 5

  • Приведены импортозамещающие технологии восстановления и упрочнения конусов дробилок «Sandvik». Использованы различные способы наплавки проволоками различного структурного класса и упрочнения плазменной закалкой.
    Ключевые слова: восстановление, наплавка, плазменная закалка, конусные дробилки.


  • Модернизация и адаптация почвообрабатывающих орудий на основе чизеля И. Б. БОРИСЕНКО, д-р техн. наук, В. И. ПЫНДАК, д-р техн. наук, проф., А. Е. НОВИКОВ, канд. техн. наук, (E-mail: andrei.volga@mail.ru; ГНУ Нижне-Волжский НИИСХ, Волгоградская обл., ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА; ГНУ ВНИИ орошаемого земледелия, г. Волгоград), 8

  • Рабочий орган чизельно-отвального орудия содержит прямую стойку с долотом на конце. Последнее может быть широким (60 мм) и узким (30 мм), что обеспечивает соответственно чизелевание и щелевание. Стойка может комплектоваться отвалом (в верхней части) и/или подрезающими лапами, устанавливаемыми на разной высоте. Модернизированное орудие становится адаптивным — с возможностью выполнения различных операций.
    Ключевые слова: чизельная стойка, отвал, подрезающие лапы, безотвальное рыхление, адаптация.


  • Расчетное и экспериментальное обоснование модернизации узлов крепления рабочей клети автомат-стана ТПА–220 Ю. Б. ЧЕЧУЛИН, д-р техн. наук, проф., В. И. КУЗНЕЦОВ, канд. техн. наук, доцент, Ю. В. ПЕСИН, канд. техн. наук, доцент, В. М. ЗИОМКОВСКИЙ, В. М. ДУШКИН, канд. техн. наук, И. С. ОЛЬКОВ (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Е-mail: uchechulin@yandex.ru), 11

  • На основании экспериментальных измерений внешних нагрузок и аналитических расчетов установлен характер нагружения лап основания сборной конструкции рабочей клети автоматического стана ТПА-220 ОАО «ПНТЗ». С целью повышения износостойкости и жесткости предложен ремонтный вариант закрепления клети на фундаментных брусьях, исключающий ее подвижность под нагрузкой.
    Ключевые слова: автоматический стан, рабочая клеть, нагрузка, болтовые соединения, жесткость крепления.


  • Внепечные методы воздействия на напряженно-деформированное состояние металла массивных сварных конструкций сложной формы В. И. Панов (ООО «Уралмашзавод», г. Екатеринбург, тел.: 8-343-327-11-34), 13

  • Приведен опыт Уралмашзвода внепечного воздействия на напряженно-деформированное состояние металла массивных конструкций сложной формы. Приведены результаты измерений параметров силового поля под влиянием проковки наплавленного металла и низкочастотной вибрационной обработки на конструкциях различного назначения.
    Ключевые слова: крупногабаритные конструкции, ремонтная сварка, внепечные методы воздействия на напряженно-деформированное состояние, проковка, низкочастотная вибрационная обработка.


  • Имитационное моделирование системы ремонта и технического обслуживания буровых установок Ф. Н. АБУ-АБЕД, В. Н. АВЕРКИН, Р. Ю. КОРДЮКОВ, А. В. ЩЕРБИНКО, д-р техн. наук (Тверской государственный технический университет, Тверь, ОАО «НИИ дальней радиосвязи», г. Москва; в/ч 77969, г. Москва; ОАО «Всероссийский НИИ радиотехники», г. Москва; E-mail: aleksandr-shherbinko@yandex.ru), 19

  • Современные буровые установки представляют собой сложные технические системы, функционирующие в сложных условиях. На эффективность их работы влияют как условия бурения, при которых не исключена возможность возникновения нештатных ситуаций различного вида, так и качество организации ремонта и восстановления отказавших комплектующих. В данной работе рассматриваются вопросы имитационного моделирования ремонта и технического обслуживания буровых установок.
    Ключевые слова: имитационное моделирование, ремонт, техническое обслуживание буровых установок.


Диагностика и причины повреждений

  • Оценка влияния коррозионного разрушения стенки горизонтальных заглубленных резервуаров для горючего на их техническое состояние ТАРАН В. М., канд. техн. наук, доцент, ДМИТРИЕВ С. В., канд. техн. наук (ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», г. Москва, тел.: 499-140-74-30), 22

  • В статье описывается влияние эксплуатационных факторов со стороны обсыпного грунта на коррозионные процессы внешней поверхности стенки заглубленного горизонтального стального резервуара для горючего, выделены и изучены основные параметры этих процессов и их влияние на скорость развития коррозии, что позволило получить уравнение прогноза развития коррозионного поражения стенки исследуемого резервуара.
    Ключевые слова: коррозионное разрушение, резервуар, дефекты, электрохимическая коррозия.


Триботехника и триботехнологии

  • Получение износостойких покрытий на основе меди для подшипников скольжения О. В. ШУМОВ (E-mail: posf@psu.by; Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк), 24

  • В работе предложен подход к получению износостойких покрытий на основе меди, обеспечивающий повышение прочности сцепления и твердости покрытий, снижение коэффициента трения. На его основе разработана технология получения износостойких безоловянистых покрытий на основе меди, включающая осаждение гальванических медных покрытий с легкоплавкими включениями и последующую термическую обработку. Приводятся результаты сравнительных испытаний на износостойкость покрытий систем медь—фосфат цинка, медь—цинк—фосфат цинка, а также оловянистой бронзы.
    Ключевые слова: граничное трение, антифрикционное покрытие, износостойкость, подшипники скольжения.


  • Противоизносные и антифрикционные свойства смазочных композиций с геомодификаторами трения А. Д. БРЕКИ, аспирант (E-mail: albreki@yandex.ru); М. Ю. МАКСИМОВ, аспирант; О. В. ТОЛОЧКО, д-р техн. наук, проф.; Е. С. ВАСИЛЬЕВА, канд. техн. наук, доцент (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), 27

  • Проведены исследования смазочных композиций (СК) с микрочастицами серпентина, которые показали, что увеличение дисперсности геомодификатора трения (ГМТ) в жидких смазочных композициях приводит к увеличению противоизносных свойств данных композиций посредством уменьшения абразивной составляющей в частицах ГМТ, увеличения стабильности концентрации ГМТ в базовом масле и увеличения массы вещества дисперсной фазы, находящейся на фрикционном контакте. Существуют реальные предпосылки применения жидких смазочных композиций с наночастицами серпентинита для тяжелонагруженных пар трения скольжения.
    Ключевые слова: дисперсность, серпентинит, трение, износ, модификаторы трения, жидкие смазочные композиции.


  • Влияние строения дискотических мезогенных присадок — карбоксилатов меди — на свойства синтетических кальциевых смазок В. В. ТЕРЕНТЬЕВ, канд. техн. наук, доцент (тел.: (3519) -29-84-38), О. Б. АКОПОВА, д-р. хим. наук, ст. н. с., В. Б. ЛАПШИН, д-р. техн. наук, проф., К. В. СУББОТИН, ассистент ( ФГОУ ВПО «Ивановская ГСХА им. академика Д. К. Беляева»; ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет, НИИ Наноматериалов»), 31

  • Представлены результаты экспериментальных исследований по изучению влияния строения карбоксилатов меди на трибологические свойства синтетических кальциевых смазок.
    Ключевые слова: мезогенная присадка, карбоксилат меди, коэффициент трения, износ.


Утилизация и экология

  • Подготовка нефтесодержащих отходов к утилизации И. А. КУВИЧКА, В. Н. ЕРЕМИН, канд. техн. наук, доцент (тел.: 499-141-97-41), Д. И. ОВЧИНИН, канд. техн. наук, проф., В. П. КОВАЛЕНКО, д-р техн. наук, проф. (ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»), 34

  • Существующие гравитационные сепараторы, применяемые для разделения продуктов зачистки резервуаров на нефтепродукт, воду и механические примеси, недостаточно эффективны в связи с тем, что содержание воды в отделяемом нефтепродукте превышает установленные нормы и не позволяет сливать эту воду в канализацию или промышленный водоем. В статье предложена более эффективная конструкция сепаратора и приведены результаты его испытаний.
    Ключевые слова: сепаратор, гравитационное разделение смеси, концентрация нефтепродуктов.


Общие и научно-методические вопросы

  • Виды повреждений цепных муфт и критерии их надежности Л. М. ЧЕРВЯКОВ, д-р техн. наук, проф., Е-mail: chlm@mail.ru, С. А. СЕРГЕЕВ, канд. техн. наук (ГОУ ВПО Юго-Западного государственного университета, г. Курск), 38

  • В статье выявлены основные причины выхода из строя цепных муфт и сформулированы главные критерии их надежности.
    Ключевые слова: цепная муфта, надежность, долговечность, повреждение, износ.


  • Математическая модель повышения ресурса бандажей колесных пар электровозов А. П. БУЙНОСОВ, канд. техн. наук, доцент (E-mail: byinosov@mail.ru), Д. Л. ХУДОЯРОВ, инженер, В. Л. БАЛДИН ( Уральский государственный университет путей сообщения; Филиал ОАО «РИСД»), 43

  • В статье приведена разработанная математическая модель многофакторного анализа, используя которую можно оценить эффективность различных способов повышения долговечности бандажей колесных пар подвижного состава железных дорог. Описаны причины и механизм износа бандажей колесных пар электровозов. Приведены основные причины изнашивания бандажей колесных пар и существующие методы повышения их ресурса. Основные методы, направленные на повышение ресурса бандажей колесных пар, рассмотрены как единая система. Определены наиболее эффективные способы повышения ресурса бандажей колесных пар. Получено расчетное значение ресурса бандажей колесных пар при использовании каждого предложенного способа.
    Ключевые слова: электровоз, колесная пара, математическая модель, бандаж, гребень, долговечность, способ, анализ, ресурс.


  • Исследование механизма естественной эвакуации продуктов обработки при электроэрозионной прошивке микроотверстий А. Ф. Бойко, канд. техн. наук (Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, E-mail: rector@intbel.ru), 49

  • Исследованиями установлено, что в основе процесса естественной эвакуации продуктов эрозии из межэлектродного промежутка лежат обусловленные электрическим разрядом два встречно-параллельных потока: восходящий эвакуирующий, насыщенный парогазовыми пузырями, и нисходящий поток обновления, являющийся следствием первого потока; получены математические модели, показывающие, что интенсивность самоэвакуации повышается с увеличением насыщенности эвакуирующего потока пузырьками.
    Ключевые слова: электроэрозионная прошивка, микроотверстия, продукты эрозии, эвакуирующий поток, самоэвакуация.


  • Повышение ресурса ДВС компенсацией неуравновешенности за счет пробок грязесборника А. Д. НАЗАРОВ, д-р техн. наук, академик (Munaz Incorporated, г. Мемфис, США, E-mail: munaz@yahoo.com), 51

  • Представлены теоретические предпосылки и экспериментальное подтверждение возможности повышения долговечности и снижения вибраций и шума двигателей путем компенсации суммарной неуравновешенной массы деталей кривошипно-шатунного механизма изменением грязесборника в шатунных шейках коленчатого вала.
    Ключевые слова: кривошипно-шатунный механизм, уравновешенность двигателя, грязесборник.


Отраслевые журналы о восстановлении и модернизации

  • Восстановление деталей сельскохозяйственной техники высокоскоростной аргонодуговой наплавкой И.Г. Кременский, 56



105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru