Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №2 за 2019
Содержание номера

Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Технология восстановления элементов отсчетных устройств электроизмерительных приборов А. Г. СХИРТЛАДЗЕ1, канд. техн. наук, д-р пед. наук, проф., В. А. СКРЯБИН2, д-р техн. наук, проф., А. Е. ЗВЕРОВЩИКОВ2, д-р техн. наук, проф.1Московский государственный технологический университет «Станкин», Москва, 127005, РФ2Пензенский государственный университет, г. Пенза, 440026, РФE-mail: ags@stankin.ru, 3

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-3-6

    Рассмотрены технологии ремонта таких элементов электроизмерительных приборов, как стрелки и шкалы. Приведены типы шкал и стрелок, причины возникновения дефектов этих элементов, технологии их устранения.
    Ключевые слова: эксплуатация, прибор, элемент, стрелка, шкала, дефект, материал, трубка, поломка, ремонт, восстановление, профиль, подшкальник, проверка, регулировка, погрешность, отметка, покрытие, точность, требование, знак, мероприятие.

  • Метод перевода редукторов на ремонт и ТО по фактическому состоянию Е. А. КУДРЯВЦЕВ1, вед. инженер, К. Г. ПОТАПОВ1, канд. техн. наук, доцент, А. А. УГЛОВ2, ген. директор, А. Н. ГУЛЯЕВ2, зам. гл. директора1МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, РФ2АО «ЭЛАРА», г. Чебоксары, 428017, РФE-mail: katrina1945@yandex.ru, 7

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-7-13

    Изложены результаты разработки метода прецизионного измерения естественного износа шестерен редукторов из ферромагнитных металлов в процессе их вращения с использованием фазохронометрического подхода. Метод может быть заложен в интеллектуальные информационные системы и позволяет в процессе вращения в реальном масштабе времени получать и транслировать по назначению информацию о фактическом размере каждого зуба шестерни, его износе и остаточном ресурсе по износу на протяжении всего жизненного цикла шестерни. Система измерения, построенная с использованием данного способа, позволяет осуществить реальный переход по данной операции на обслуживание и ремонт по фактическому состоянию. Разработана трехмерная математическая модель процесса измерения износа зуба с помощью индукционного датчика, учитывающая все факторы, участвующие и влияющие на измерение износа зуба. Проведена оценка и показана сходимость проводимых расчетов с данными, полученными на реальных шестернях. Модель раскрывает сущность процесса измерения размеров зуба, движущегося в поле постоянного магнита, и его деградации в процессе эксплуатации, позволяет разработать новый способ измерения, а также осуществлять быстрый переход на другие типоразмеры зубьев с минимальными затратами времени и средств на натурные эксперименты.
    Ключевые слова: редуктор, толщина зуба шестерни, диагностика, фазохронометрический метод, индукционный датчик, постоянный магнит, генераторная катушка, измерительный цикл, измерительный импульс, математическая модель, уравнения Максвелла, алгоритм Ньютона—Рафсона, метод конечных элементов.

  • Модернизация гитар станков А. П. ФОТ1, д-р техн. наук, проф., В. Н. РОМАНЦОВ1, канд. техн. наук, ст. преподаватель, Н. В. ЗУРНАДЖАН2, инженер1Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, 460018, РФ2ООО «Технология», г. Оренбург, 460028, РФE-mail: fot@mail.osu.ru, 14

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-14-17

    Рассмотрены вопросы модернизации гитар станков. Предложен вариант оптимизации наборов зубчатых колес гитар с переменными межосевыми расстояниями, даны рекомендации по формированию специальных наборов колес гитар. Представлены результаты модернизации гитар ряда металлорежущих станков.
    Ключевые слова: металлорежущие станки, гитары станков, наборы зубчатых колес гитар станков.

Общие и научно-методические вопросы

  • Требования к качеству современной техники Л. И. КУШНАРЕВ, д-р техн. наук, проф.Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, РФE-mail: kushnarevl@mail.ru, 18

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-18-21

    Работа направлена на исследование вопросов состояния и формирования системы требований к качеству современной техники, а также на поиск путей повышения качества продукции российского машиностроения до уровня лучших мировых аналогов. В основу подходов к решению поставленных задач положены принципы приоритета требований к качеству техники потребителя машин и оборудования. Обоснована целесообразность перехода на фирменный метод организации производства машин и оборудования, обеспечивающий повышение их качества на всех этапах жизненного цикла.
    Ключевые слова: организация, фирма, техника, сопровождение, качество, эффективность.

  • Расчет потребного давления прессования опилок при формировании брикета О. В. ЧИБИРЕВ1, соискатель, О. А. КУНИЦКАЯ2, д-р техн. наук, доцент, М. Ф. ГРИГОРЬЕВ2, ст. преподаватель1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, 394087, РФ2ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия», г. Якутск, 677007, РФЕ-mail: ola.ola07@mail.ru, 22

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-22-25

    Статья посвящена дальнейшим исследованиям в области брикетирования отходов лесозаготовительного производства — актуальному направлению диверсификации продукции лесопереработки, стоящему в одном ряду с повышением энергоэффективности производства. Вопросы уплотнения древесных материалов в закрытой матрице гидравлических прессов проработаны частично, отмечается недостаток современных научных данных по вопросам брикетирования измельченных древесных материалов. Цель настоящей работы — разработать теоретический подход к определению потребного давления прессования опилок при производстве брикетов. При проведении расчетов использованы значения осредненных технических упругих постоянных конгломератов частиц древесины, полученные авторами ранее методом осреднения Хилла. Выполнено сопоставление осредненных технических упругих постоянных конгломерата частиц древесины различных пород с плотностью цельной древесины, в результате установлено, что зависимости модуля упругости, модуля сдвига и коэффициента Пуассона конгломерата древесных частиц с удовлетворительной точностью аппроксимируются линейными функциями. На основании полученных соотношений составлена математическая модель уплотнения, учитывающая как сопротивление конгломерата древесных частиц непосредственно уплотнению, так и боковое трение прессуемой массы о стенки матрицы. При составлении математической модели учтен переменный характер сопротивления материала уплотнению, вызванный более плотной укладкой и деформированием частиц и изменением плотности конгломерата, влекущим за собой увеличение модулей упругости и сдвига материала брикета. С использованием осредненных значений упругих постоянных конгломерата древесных частиц теоретически установлено, что давление прессования, требующееся для получения брикета из древесных опилок с плотностью 1200—1300 кг / м3, находится в пределах 150—175 MПа.
    Ключевые слова: брикетирование, древесные опилки, деформативные свойства, прессование в закрытой матрице.

  • Исследование влияния возраста машин на эксплуатационную надежность И. Н. КРАВЧЕНКО1, д-р техн. наук, проф., М. С. ОВЧИННИКОВА2, науч. сотрудник, А.А. Севрюков3, инженер1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Москва, 127550, РФ2Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Москва, 109428, РФ3Национальный центр управления обороны Московской области РФ, Москва, 119160, РФE-mail: ritik68rus@mail.ru, 26

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-26-28

    Проведен анализ машинно-тракторного парка (МТП). Построены графики изменения наработки от возраста машины. Приведены формулы изменения вероятности безотказной работы МТП в зависимости от возраста. Построен график изменения вероятности безотказной работы трактора МТЗ-82 в зависимости от возраста.
    Ключевые слова: эксплуатация МТП, наработка, срок службы, ТО и ремонт.

  • Микропроцессорное управление шаговыми приводами подачи прецизионного станка ТПК-125В при модернизации с применением многоступенчатой фрикционной передачи М. В. ВИНОГРАДОВ, д-р техн. наук, доцент, проф., А. А. ИГНАТЬЕВ, д-р техн. наук, проф., А. И. ГАВРИЛОВ, аспирант, В. А. КАРАКОЗОВА, канд. техн. наук, доцентСаратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., г. Саратов, РФE-mail: michail1948@mail.ru, 29

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-29-34

    Рассматриваются преимущества использования многоступенчатых фрикционных передач в конструкции приводов подачи прецизионных токарных станков и разработка контроллера для управления модернизированными шаговыми приводами подачи станка ТПК-125В по двум координатам.
    Ключевые слова: токарный станок, шаговый привод подачи, фрикционная передача, контроллер, микрошаговый режим.

  • Повышение прочностных характеристик анаэробных полимерных составов, используемых при восстановлении посадок подшипников качения А. С. КОНОНЕНКО, д-р техн. наук, проф., А. А. СОЛОВЬЕВА, аспирантМГТУ им. Н. Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), Москва, 105005, РФE-mail: as-kononeko@yandex.ru, 35

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-35-38

    Изучена проблема износа неподвижных соединений типа «вал—подшипник качения». Представлены результаты исследований механических свойств анаэробных полимерных материалов и наномодификаций на их основе. Получены новые полимерные нанокомпозиции с повышенными прочностными характеристиками.
    Ключевые слова: посадочные места под подшипники, восстановление, адгезия, анаэробные составы, полимерные композиции, наноматериалы.

  • Обеспечение ресурса плужных лемехов повышением абразивной износостойкости их режуще-лезвийной части А. М. МИХАЛЬЧЕНКОВ, д-р техн. наук, А. В. ДЬЯЧЕНКО, канд. техн. наук, Н. В. СИНЯЯ, канд. техн. наукФГБОУ ВО Брянский ГАУ, г. Брянск, 243365, РФE-mail: mihalchenkov.alexandr@yander.ru, 39

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-39-42

    Применение двухсторонней наплавки абразивостойким сплавом режуще-лезвийной части лемеха плужного корпуса на 0,5 ее ширины позволяет увеличить ресурс в 1,2—1,4 раза при обеспечении условий самоорганизации процесса износа и сравнительно невысоких остаточных напряжений упрочненной области.
    Ключевые слова: плужные лемеха, абразивная износостойкость, твердость, самоорганизация изнашивания, остаточные напряжения.

  • Организация работы взаимодействующих видов транспорта по единым технологическим процессам Н. А. ФИЛИППОВА, канд. техн. наук, доцент, П. А. КАРИМОВА, студенткаФГБОУ ВО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, 125319, РФE-mail: umen@bk.ru, 42

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-42-45

    Рассматривается такая наиболее совершенная форма технологического взаимодействия различных видов транспорта в узлах, как единые технологические процессы (ЕТП). Представлены задачи, которые решаются при организации работы по ЕТП, а также подробно изложены этапы разработки данной формы взаимодействия различных видов транспорта. Показано, что для оптимизации транспортного процесса требуется не только детальное обследование и углубленное изучение состояния пунктов взаимодействия в транспортных узлах, а также определение продолжительности технических, маневровых и коммерческих операций с судами, вагонами и автомобилями, но и подробные расчеты по взаимодействию различных видов транспорта с промышленными предприятиями.
    Ключевые слова: единые технологические процессы, графики выполнения операций, маршрутизация перевозок, погрузо-разгрузочные процессы, графики движения на пути следования.

  • Повышение долговечности емкостей для перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом увеличением их жесткости при ремонте С. А. ЯКОВЛЕВ, канд. техн. наук, доцент, Д. Е. МОЛОЧНИКОВ, канд. техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Ульяновск, 432017, РФE-mail: Jakseal@mail.ru, 46

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2019-0-2-46-48

    Установлено, что низкая долговечность автоцистерн для перевозки нефтепродуктов связана с недостаточной жесткостью волнорезов емкости в продольном оси цилиндра направлении. Авторами предлагается соединить волнорезы между собой перемычками в виде труб. Это позволяет повысить жесткость внутренних элементов конструкции более четырех раз. Представлены рекомендации по ремонту волнорезов. Результаты исследований могут использоваться при конструировании, изготовлении и ремонте емкостей для перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом.
    Ключевые слова: долговечность, емкость, волнорез, жесткость, перевозка, автомобильный транспорт, нефтепродукты.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru