Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2025 год

Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №5 за 2024
Содержание номера

Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Восстановление деталей с использованием полимерных материалов В. А. СКРЯБИН1, д-р техн. наук, профессор, А. Г. СХИРТЛАДЗЕ 2, д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор1ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru2ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «Станкин», Москва, 127055, РФ, 3

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-3-7

    В статье разработаны технологии восстановления различных деталей машин с помощью полимерных материалов. Рассмотрены методы ремонта изношенных поверхностей деталей с применением капрона литьем под давлением, а также полимерными композициями в виде порошков, составами на основе эпоксидной смолы, различных пластмасс и клеев, определена область их применения. Приведены технологические режимы вышеуказанных методов восстановления. Рассмотрена организация рабочих мест для проведения процесса ремонта.
    Ключевые слова: технология восстановления, полимерные материалы, покрытия, пластмассы, эпоксидные смолы и клеи, схемы организации рабочих мест в процессе восстановления изделий.

  • Повышение эффективности турбокомпрессоров ДВС модификацией подшипниковых сопряжений А. Г. ИПАТОВ, канд. техн. наук, А. В. МАЛИНИН, аспирант, С. Н. ШМЫКОВ, канд. экон. наукФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет», г. Ижевск, 426069, РФE-mail: Ipatow.al@yandex.ru, 8

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-8-12

    В работе представлен инновационный метод снижения трения и износа в подшипниковых сопряжениях турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Повышение триботехнических свойств достигается синтезом на поверхности вала турбокомпрессора тонкого керамического покрытия на основе оксида висмута и оксида марганца. Керамическое покрытие синтезируется короткоимпульсной лазерной обработкой порошковых материалов. Характеристики турбокомпрессора с модифицированным подшипниковым сопряжением подтвердили высокую эффективность и обеспечили работоспособность без интенсивной смазки в течение 500 циклов по схеме старт—стоп. Простота и надежность этого метода модификации подшипниковых сопряжений предлагают новаторский и многообещающий подход для широкого спектра применений.
    Ключевые слова: турбокомпрессор, керамическое покрытие, испытания, подшипниковый узел, задиростойкость, износостойкость.

  • Усовершенствованные конструкции роторно-пульсационных аппаратов О. Ю. ЕРЕНКОВ, д-р техн. наук, профессор, В. А. МИСЮТИНСКАЯ, инженерТихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, 680042, РФЕ-mail: erenkov@list.ru, 13

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-13-16

    В статье представлено описание конструкций и принципы действия новых роторно-пульсационных аппаратов. Техническая сущность разработанных конструкций заключается в наличии в рабочей полости аппаратов дополнительных диспергирующих элементов. При взаимодействии компонентов обрабатываемой среды с такими элементами возникают турбулентные пульсации, которые обеспечивают интенсификацию процессов эмульгирования и диспергирования.
    Ключевые слова: роторно-пульсационный аппарат, эмульсия, сдвиговые напряжения, турбулентность.

  • Применение ручного формования при создании деталей защитных элементов машин для проекта «Формула Студент» М. А. ВЕРБИЦКИЙ, студент, С. С. КАЗАКОВ, студент, О. Ю. УЛИТИЧ, канд. техн. наук,ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФe-mail: X@vermax47. ru, 17

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-17-20

    Статья посвящена детальному анализу композитных материалов. Особое внимание в работе акцентируется на свойствах и составе композитных материалов на основе углеродных тканей, из которых можно изготовить изделия с заданными свойствами для эксплуатации в различных условиях. Подробно рассматривается метод ручного формования для создания защитных композитных деталей машин для проекта «Формула Студент».
    Ключевые слова: композиционные материалы, матрица, углеродные материалы, карбон, машиностроение, ручная формовка.

Общие и научно-методические вопросы

  • Направления улучшения огнестойкости металлодеревянных конструкций А. М. ГАЗИЗОВ1, д-р техн. наук, А. А. ГАЗИЗОВ1, магистр, Т. Н. СТОРОДУБЦЕВА2, д-р техн. наук, И. А. САВВАТЕЕВА3, канд. техн. наук, И. В. ГРИГОРЬЕВ*4, д-р техн. наук, профессор1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, 450064, Республика Башкортостан, РФ2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, 394087, РФ3Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, 677000, РФ4Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет», г. Якутск, 677007, РФE-mail: ashatgaz@mail.ru*E-mail: silver73@inbox.ru, 21

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-21-27

    Большим достоинством стальных конструкций в изготовлении и эксплуатации являются прочность, надежность, с учетом принципов унификации и стандартизации, небольшие сроки при монтаже. Эти характеристики определяют экономичность использования стальных конструкций в строительстве. Однако стальные конструкции обладают такими недостатками, как подверженность воздействию коррозии, а также небольшая огнестойкость, немного более 400 °C. Рассмотрено использование экологически безопасного антипирена для металла «Термобарьер» как один из способов увеличения огнестойкости металлодеревянных конструкций. Описана методика испытания исходной пропитки. Результатом испытаний стало обоснование применения данной пропитки для повышения огнестойкости металлодеревянных конструкций.
    Ключевые слова: огнестойкость, антипирены, металлодеревянные конструкции, пропитка, прочность металла и древесины.

  • О живучести жаропрочного никелевого сплава ЭИ607А при длительной эксплуатации И. Н. ЦАРЕВА1, канд. физ.-мат. наук, Л. А. КРИВИНА*1, канд. техн. наук, О. Б. БЕРДНИК1, 2, канд. техн. наук, Е. Н. РАЗОВ11Институт проблем машиностроения РАН — филиал ФГБНУ «ФИЦ Институт прикладной физики им. А. В. Гапонова-Грехова РАН», г. Нижний Новгород, 603024, РФ2Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, 603024, РФE-mail: irichatsareva@mail.ru*E-mail: krivina.lydmila@mail.ru, 28

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-28-35

    В работе изучены закономерности протекания высокотемпературной усталости в жаропрочном никелевом сплаве ЭИ607А в условиях натурной эксплуатации (в течение 22 773, 25 778, 80 000, 95 223, 105 227, 109 594 часов). Установлены закономерности деградации материала с увеличением срока службы, сопровождающиеся появлением неоднородности в распределении микротвердости, проявлении эффектов упрочнения и разупрочнения в термонагруженной зоне, а также микрохрупкости, которые способствуют снижению живучести сплава.
    Ключевые слова: никелевый сплав, микроструктура, разнозернистость, микротвердость, коэффициент пластичности, высокотемпературная усталость.

Новые материалы и технологии восстановления

  • Оценка влияния отрицательных температур на токопроводящие свойства клеевых материалов Т. В. ШРАМКОВ, магистрФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: tikhon260@gmail.com, 36

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2024-0-5-36-39

    Приведены результаты экспериментальных исследований влияния отрицательной температуры на токопроводящий контур после ремонта при использовании токопроводящего клея на основе серебряного наполнителя. Установлено влияние точности соблюдения технологии ремонта на токопроводящие свойства клеевых материалов.
    Ключевые слова: полимерные композиционные материалы, токопроводящий клей, серебряный наполнитель, технология ремонта, отрицательная температура.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru