Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2025 год

Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №6 за 2021
Содержание номера

Направление развития отрасли

  • Современное деревянное судостроение в России О. А. КУНИЦКАЯ1, д-р техн. наук, профессор, В. В. ШВЕЦОВА2, канд. техн. наук, доцент, Е. А. ТИХОНОВ3, канд. техн. наук, доцент1ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет» (АГАТУ), г. Якутск, 677007, РФ2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), Санкт-Петербург, 190005, РФ3ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ), г. Петрозаводск, 185910, РФE-mail: ola.ola07@mail.ru, 3

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-3-12

    Новые (нетрадиционные) направления бизнеса в лесном комплексе всегда вызывают живой интерес. В России и в мире постоянно растет интерес к различным направлениям «ретро», одним из вариантов которого является создание деревянных судов по старинным чертежам и технологиям. Сравнительно крупные корабли под старину в России строят в Архангельской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге. Другим направлением деревянного судостроения в настоящее время является производство различных типов небольших судов по оригинальным техническим решениям — лодок, каноэ, плавучих домов и т.д. Можно с уверенностью предполагать, что данное направление имеет достаточно хорошие перспективы. Это связано в том числе и с закрытием границ на время пандемии. Практика работы предприятий деревянного домостроения, питомников по выращиванию посадочного материала для садов и парков показала, что обеспеченные люди, не имея возможности выехать на отдых за границу, начали вкладывать деньги в собственные дачи, а также в развитие туристической инфраструктуры — создание и модернизацию различных баз отдыха и т.д. Поскольку для многих граждан летний отдых во многом ассоциируется с возможностью путешествия по водоемам или просто с рыбалкой, конкурентоспособные по цене и качеству маломерные деревянные суда будут все более востребованы на рынке. В статье рассмотрена практика создания больших и малых деревянных кораблей как достаточно специфического, но успешно развивающегося вида бизнеса в лесном комплексе. Показаны специфические для этого вида производства проблемы.
    Ключевые слова: деревянные корабли, деревянные лодки, судоверфи, деревянное судостроение.

Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Модернизация колесно-моторного блока тепловоза ТЭМ2 Е. В. СЛИВИНСКИЙ1, д-р техн. наук, профессорАгропромышленный институт Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елецк, 399770, РФE-mail: evgeni_sl@mail.ru, 13

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-13-16

    Описана перспективная конструкция подвески колесно-моторного блока (КМБ), которая позволяет ему совершать угловые повороты при проходе маневрового тепловоза кривых пути, и приведены результаты расчетов по обоснованию эффективности использования такого устройства в практике. Материалы статьи рекомендуются производственным и научно-исследовательским структурам отечественного и зарубежного тяжелого машиностроения с целью возможного внедрения предложенной разработки в практику.
    Ключевые слова: колесная пара, моторно-осевой подшипник, направляющая, шлицевая втулка.

Диагностика и причины повреждений

  • Методы контроля и диагностики композиционных материалов А. Л. ГАЛИНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., А. В. ВЫШЕГОРОДЦЕВА, инженер, Ц. ЧЖЭНЬЮАНЬ, аспирант, А. А. СЕМЕНЯКИНА, студентМосковский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ им. Баумана), Москва, 105005, РФE-mail: siemieniakina@list.ru, 17

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-17-34

    Рассматриваются методы контроля и диагностики, которые используют в настоящее время для оценки качества полимерных композиционных материалов. В основу анализа легли материалы диссертационных работ с глубиной поиска до десяти лет. Проведенный анализ позволил построить гистограмму применимости рассмотренных методов, анализ которой имеет самостоятельное значение для выбора исследователями того или иного метода контроля, положительно зарекомендовавшего себя в аналогичных научных работах. В статье сделаны выводы, что в настоящее время исследователи опираются на широкую гамму методов контроля, основанную на различных физических принципах, причем большинство из применяемых методов не входят в перечень рекомендуемых в соответствии с отечественными и зарубежными стандартами.
    Ключевые слова: методы, диагностика, контроль, композиционный материал, композит, разрушающие методы, неразрушающие методы.

Общие и научно-методические вопросы

  • Способы механической обработки деталей машин, изготовленных из волокнистых полимерных композиционных материалов (обзор) И. С. БОЛОТНИКОВ1, Е. А. КОСЕНКО2, канд. техн. наук1ЗАО «Универсал-Аэро», Москва, 125362, РФ2ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: igor_bolotnikov@rambler.ru, 35

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-35-38

    Нарастающие объемы производства продукции машиностроения из волокнистых полимерных композиционных материалов (ПКМ) обусловлены возможностью производства изделий сравнительно небольшой массы с заданными физико-механическими, теплофизическими, диэлектрическими и многими другими свойствами, что позволяет обеспечить их высокую конкурентоспособность по сравнению с изделиями, изготовленными из металлов и их сплавов. В данной статье представлены результаты обзора основных дефектов, возникающих при механической обработке деталей машин из волокнистых ПКМ, а также способов предотвращения их появления и повышения качества обработанных поверхностей. Большое внимание уделено получению отверстий в деталях машин из волокнистых ПКМ. На основании анализа представленной информации сделан вывод, что повышение эффективности механической обработки деталей машин из волокнистых ПКМ и обеспечение долговечности таких деталей возможно при осуществлении комплексного подхода при разработке технологического процесса механической обработки, учитывающего индивидуальные особенности различных типов волокнистых ПКМ.
    Ключевые слова: детали машин, долговечность, механическая обработка, отверстия, полимерные композиционные материалы, сверление, формование.

  • Технологическое обеспечение износостойкости при ремонте поршней из алюминиевых сплавов покрытием никель—фосфор В. А. СКРЯБИН1, д-р техн. наук, профессор, А. Г. СХИРТЛАДЗЕ2, канд. техн. наук, д-р пед. наук, профессор1Пензенский государственный университет, г. Пенза, 440026, РФ2Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Москва, 127055, РФE-mail: vs_51@list.ru, 39

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-39-44

    В статье приводятся результаты исследований финишной обработки поверхностей поршней из алюминиевых сплавов. Показано, что бесцентровое щлифование и полирование перед покрытием поверхности сплавом никель—фосфор при ремонте поршней обеспечивает хорошую прочность сцепления сплава с алюминиевой основой, а дальнейшее химическое никелирование и полирование эластичными кругами сплава никель—фосфор обеспечивают повышение износостойкости поршней.
    Ключевые слова: финишная обработка, поршни из алюминиевых сплавов, никель-фосфорное покрытие, прочность сцепления, повышение износостойкости поршней.

  • Влияние консервационных составов на долговечность сезонной техники В.В. ЛЫСАК, магистрФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: victorialysak97@gmail.com, 45

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-45-48

    Рассмотрено влияние консервационных средств на сохранение эксплуатационных свойств машин на период сезонного хранения. Показано, что использование консервационных составов позволяет достичь максимально возможных сроков службы изделий с минимальными трудовыми и материальными затратами. Проанализированы наиболее распространенные типы консервационных составов (смазки и масла, ингибиторы коррозии, барьерные материалы и др.), области их применения, основные достоинства и недостатки.
    Ключевые слова: консервация, консервационные составы, смазочные материалы, хранение техники, коррозия.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru