|
|
|
|
|
|
|
Ремонт, восстановление, модернизация №6 за 2021 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Направление развития отрасли
- Современное деревянное судостроение в России О. А. КУНИЦКАЯ1, д-р техн. наук, профессор, В. В. ШВЕЦОВА2, канд. техн. наук, доцент, Е. А. ТИХОНОВ3, канд. техн. наук, доцент1ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет» (АГАТУ), г. Якутск, 677007, РФ2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), Санкт-Петербург, 190005, РФ3ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ), г. Петрозаводск, 185910, РФE-mail: ola.ola07@mail.ru, 3
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-3-12Новые (нетрадиционные) направления бизнеса в лесном комплексе всегда вызывают живой интерес. В России и в мире постоянно растет интерес к различным направлениям «ретро», одним из вариантов которого является создание деревянных судов по старинным чертежам и технологиям. Сравнительно крупные корабли под старину в России строят в Архангельской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге. Другим направлением деревянного судостроения в настоящее время является производство различных типов небольших судов по оригинальным техническим решениям — лодок, каноэ, плавучих домов и т.д. Можно с уверенностью предполагать, что данное направление имеет достаточно хорошие перспективы. Это связано в том числе и с закрытием границ на время пандемии. Практика работы предприятий деревянного домостроения, питомников по выращиванию посадочного материала для садов и парков показала, что обеспеченные люди, не имея возможности выехать на отдых за границу, начали вкладывать деньги в собственные дачи, а также в развитие туристической инфраструктуры — создание и модернизацию различных баз отдыха и т.д. Поскольку для многих граждан летний отдых во многом ассоциируется с возможностью путешествия по водоемам или просто с рыбалкой, конкурентоспособные по цене и качеству маломерные деревянные суда будут все более востребованы на рынке. В статье рассмотрена практика создания больших и малых деревянных кораблей как достаточно специфического, но успешно развивающегося вида бизнеса в лесном комплексе. Показаны специфические для этого вида производства проблемы. Ключевые слова: деревянные корабли, деревянные лодки, судоверфи, деревянное судостроение.
Практика ремонта, восстановления и модернизации
- Модернизация колесно-моторного блока тепловоза ТЭМ2 Е. В. СЛИВИНСКИЙ1, д-р техн. наук, профессорАгропромышленный институт Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елецк, 399770, РФE-mail: evgeni_sl@mail.ru, 13
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-13-16Описана перспективная конструкция подвески колесно-моторного блока (КМБ), которая позволяет ему совершать угловые повороты при проходе маневрового тепловоза кривых пути, и приведены результаты расчетов по обоснованию эффективности использования такого устройства в практике. Материалы статьи рекомендуются производственным и научно-исследовательским структурам отечественного и зарубежного тяжелого машиностроения с целью возможного внедрения предложенной разработки в практику. Ключевые слова: колесная пара, моторно-осевой подшипник, направляющая, шлицевая втулка.
Диагностика и причины повреждений
- Методы контроля и диагностики композиционных материалов А. Л. ГАЛИНОВСКИЙ, д-р техн. наук, проф., А. В. ВЫШЕГОРОДЦЕВА, инженер, Ц. ЧЖЭНЬЮАНЬ, аспирант, А. А. СЕМЕНЯКИНА, студентМосковский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ им. Баумана), Москва, 105005, РФE-mail: siemieniakina@list.ru, 17
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-17-34Рассматриваются методы контроля и диагностики, которые используют в настоящее время для оценки качества полимерных композиционных материалов. В основу анализа легли материалы диссертационных работ с глубиной поиска до десяти лет. Проведенный анализ позволил построить гистограмму применимости рассмотренных методов, анализ которой имеет самостоятельное значение для выбора исследователями того или иного метода контроля, положительно зарекомендовавшего себя в аналогичных научных работах. В статье сделаны выводы, что в настоящее время исследователи опираются на широкую гамму методов контроля, основанную на различных физических принципах, причем большинство из применяемых методов не входят в перечень рекомендуемых в соответствии с отечественными и зарубежными стандартами. Ключевые слова: методы, диагностика, контроль, композиционный материал, композит, разрушающие методы, неразрушающие методы.
Общие и научно-методические вопросы
- Способы механической обработки деталей машин, изготовленных из волокнистых полимерных композиционных материалов (обзор) И. С. БОЛОТНИКОВ1, Е. А. КОСЕНКО2, канд. техн. наук1ЗАО «Универсал-Аэро», Москва, 125362, РФ2ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: igor_bolotnikov@rambler.ru, 35
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-35-38Нарастающие объемы производства продукции машиностроения из волокнистых полимерных композиционных материалов (ПКМ) обусловлены возможностью производства изделий сравнительно небольшой массы с заданными физико-механическими, теплофизическими, диэлектрическими и многими другими свойствами, что позволяет обеспечить их высокую конкурентоспособность по сравнению с изделиями, изготовленными из металлов и их сплавов. В данной статье представлены результаты обзора основных дефектов, возникающих при механической обработке деталей машин из волокнистых ПКМ, а также способов предотвращения их появления и повышения качества обработанных поверхностей. Большое внимание уделено получению отверстий в деталях машин из волокнистых ПКМ. На основании анализа представленной информации сделан вывод, что повышение эффективности механической обработки деталей машин из волокнистых ПКМ и обеспечение долговечности таких деталей возможно при осуществлении комплексного подхода при разработке технологического процесса механической обработки, учитывающего индивидуальные особенности различных типов волокнистых ПКМ. Ключевые слова: детали машин, долговечность, механическая обработка, отверстия, полимерные композиционные материалы, сверление, формование.
- Технологическое обеспечение износостойкости при ремонте поршней из алюминиевых сплавов покрытием никель—фосфор В. А. СКРЯБИН1, д-р техн. наук, профессор, А. Г. СХИРТЛАДЗЕ2, канд. техн. наук, д-р пед. наук, профессор1Пензенский государственный университет, г. Пенза, 440026, РФ2Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Москва, 127055, РФE-mail: vs_51@list.ru, 39
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-39-44В статье приводятся результаты исследований финишной обработки поверхностей поршней из алюминиевых сплавов. Показано, что бесцентровое щлифование и полирование перед покрытием поверхности сплавом никель—фосфор при ремонте поршней обеспечивает хорошую прочность сцепления сплава с алюминиевой основой, а дальнейшее химическое никелирование и полирование эластичными кругами сплава никель—фосфор обеспечивают повышение износостойкости поршней. Ключевые слова: финишная обработка, поршни из алюминиевых сплавов, никель-фосфорное покрытие, прочность сцепления, повышение износостойкости поршней.
- Влияние консервационных составов на долговечность сезонной техники В.В. ЛЫСАК, магистрФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: victorialysak97@gmail.com, 45
DOI: 10.31044/1684-2561-2021-0-6-45-48Рассмотрено влияние консервационных средств на сохранение эксплуатационных свойств машин на период сезонного хранения. Показано, что использование консервационных составов позволяет достичь максимально возможных сроков службы изделий с минимальными трудовыми и материальными затратами. Проанализированы наиболее распространенные типы консервационных составов (смазки и масла, ингибиторы коррозии, барьерные материалы и др.), области их применения, основные достоинства и недостатки. Ключевые слова: консервация, консервационные составы, смазочные материалы, хранение техники, коррозия.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|