Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №6 за 2023
Содержание номера

Диагностика и причины повреждений

  • Диагностика усталостных разрушений коленчатых валов ДВС. Цикл статей. Часть 3. Производственные (технологические) дефекты — причина усталостного разрушения коленчатых валов ДВС Л. П. ШЕСТОПАЛОВА, канд. техн. наук, К. К. ШЕСТОПАЛОВ, канд. техн. наукФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФEmail: ntibr@mail.ru, 3

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-3-6

    В третьей части цикла статей, посвященных теме «Диагностика усталостных разрушений коленчатых валов ДВС», показан пример проведения диагностики разрушеннного коленчатого вала ДВС транспортного средства с большим пробегом. Методами оптической, растровой электронной микроскопии и различными инструментальными методами исследован механизм усталостного разрушения коленчатого вала. Как показало проведенное исследование, причиной разрушения коленчатого вала ДВС легкового автомобиля явилась особенность конструкционного исполнения внутреннего масляного канала и использование арматурной стали с повышенным содержанием серы. Такие дефекты относятся к производственным (технологическим) дефектам. В статье показано, что применение широкого спектра оборудования и металловедческих исследований при проведении диагностики разрушенных деталей позволяет провести более полное и всестороннее исследование и установить истинную причину разрушения детали или узла.
    Ключевые слова: диагностика, коленчатый вал, производственный (технологический) дефект, напряжение, усталостное разрушение, усталостные бороздки (линии), фрактография.

Общие и научно-методические вопросы

  • Влияние топологии тела обтекания вихревого расходомера на его основные характеристики М. С. ЛУРЬЕ, д-р техн. наук, профессор, О. М. ЛУРЬЕ, канд. техн. наук, доцент, А. С. ФРОЛОВ, канд. техн. наук, доцент, С. Г. АЛИМАСОВФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева» г. Красноярск, 660049, РФE-mail: frolov-a84@mail.ru, 7

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-7-12

    В работе рассматривается вопрос повышения чувствительности и точности измерительных характеристик погружных вихревых расходомеров, основанный на совершенствовании топологии тела обтекания. Исследовано 6 вариантов тел обтекания. Установлено, что гидравлические потери вихревых расходомеров с телами обтекания, имеющих каналы обратной связи, в 2 раза ниже. С помощью методов численного моделирования показано, что при выборе оптимальной формы тела обтекания возможно увеличение амплитуды формируемого вихря на 48%, повышение стабильности и плавности изменения числа Струхаля в рабочем диапазоне измерений на 17% и некоторое снижение гидравлических потерь на теле обтекания.
    Ключевые слова: расходомер, тело обтекания, оптимизация, приемник вихревых колебаний, гидродинамика, моделирование.

  • Разработка испытательной машины для определения характеристик усталости полимерных композиционных материалов в условиях циклического изгибающего нагружения И. С. БОЛОТНИКОВ, младший научный сотрудникФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: igor_bolotnikov@rambler.ru, 13

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-13-18

    Механические свойств полимерных композиционных материалов (ПКМ) являются важнейшими параметрами при разработке, проектировании и производстве изделий и конструкций из них. Для определения этих свойств выполняют испытания различного типа: статические, циклические (испытания на усталость и трещиностойкость), динамические. Результаты механических статических испытаний ПКМ не позволяют получить информацию о характере и интенсивности изменения их деформационно-прочностных свойств в условиях эксплуатации изделия, когда на конструкцию оказывают воздействие циклически изменяющиеся нагрузки. Это связано с существенным отличием механизмов накопления поврежденности, зарождения и роста трещины в ПКМ под действием статических и циклических нагрузок. Для оценки интенсивности снижения деформационно-прочностных свойств в условиях эксплуатации прибегают к выполнению испытаний по определению усталостной прочности специально изготовленных образцов в условиях циклического нагружения. В статье приводится описание конструкции и принцип действия испытательной машины для определения характеристик усталости полимерных композиционных материалов в условиях циклического изгибающего нагружения. Испытательная машина позволяет определять изменение напряжения (прочности при изгибе) плоских образцов полимерных композиционных материалов с ростом числа циклов трехточечного изгибающего нагружения. Регистрация значений напряжения осуществляется с помощью S-образного датчика сжатия, данные которого позволяют построить кривую зависимости напряжения в образце от числа циклов.
    Ключевые слова: изгиб, испытательная машина, нагрузка, полимерные композиционные материалы, прочность, усталость.

  • Исследование свойств лакокрасочного покрытия, полученного методом ультразвукового распыления Р. И. НИГМЕТЗЯНОВ, канд. техн. наук, доцент, В. М. ПРИХОДЬКО, д-р техн. наук, профессор, чл.-корр. РАН, С. К. СУНДУКОВ, канд. техн. наук, доцент, А. В. СУХОВ, аспирант, Д. С. ФАТЮХИН, д-р техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: sukhov-aleksandr96@mail.ru, 19

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-19-23

    Рассмотрены преимущества технологии ультразвукового распыления перед пневматическими технологиями распыления. Проведено сравнение физико-механических и геометрических свойств поверхности, полученной после распыления лакокрасочного материала ультразвуковым и пневматическим методами.
    Ключевые слова: ультразвук, лакокрасочное покрытие, функциональное покрытие, микронеровность.

  • Исследование расчетно-теоретических характеристик рабочего процесса газодизельного двигателя А. В. ДИМОГЛО1, соискатель, В. Г. КОЗЛОВ1, д-р техн. наук, профессор, Ф. Ю. БУРМЕНКО2, канд. техн. наук, профессор, П. А. БОЙКОВ1, соискатель1Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, 394087, РФE-mail: vya-kozlov@yandex.ru,2Приднестровский Государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь, 3300, Приднестровская Молдавская Республика, 24

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-24-28

    Приведен анализ показателей рабочего процесса газодизельного двигателя, приведены аналитическая и графическая интерпретация индикаторной диаграммы и характеристик процесса впрыска минимальной запальной дозы дизельного топлива и коэффициента избытка воздуха, обеспечивающие надежное воспламенение газовоздушной смеси в цилиндрах и устойчивую работу двигателя на всех эксплуатационных режимах.
    Ключевые слова: газодизельный двигатель, впрыск, запальная доза, задержка самовоспламенения, коэффициент избытка воздуха, теплоемкость рабочей смеси.

Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Повышение качества токарной обработки деталей из капролона, применяемых при ремонте машин и механизмов О. Ю. ЕРЕНКОВ, д-р техн. наук, П. Д. КРООП, Д. О. ЯВОРСКИЙ, С. О. ЕРЕНКОВТихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, 680042, РФE-mail: erenkov@list.ru, 29

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-29-34

    В статье представлено научное обоснование применения в качестве смазочно-охлаждающей жидкости водной эмульсии с добавками гидрофобизатора при токарной обработке капролона. Экспериментально доказано, что точение капролона с подачей в зону резания водной эмульсии пальмитата калия обеспечивает получение более качественной обработанной поверхности детали по сравнению с традиционным способом точения.
    Ключевые слова: капролон, точение, водопоглощение, эмульсия гидрофобизатора, шероховатость, стружкообразование.

  • Совершенствование конструкции цилиндрических зубчатых колес Г. Ф. ПРОКОФЬЕВ, д-р техн. наук, профессор, А. С. ЛОРЕНЦ, канд. техн. наук, доцентФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск, 163002, РФE-mail: a.lorents@narfu.ru, 35

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-35-37

    В данной статье представлена новая конструкция цилиндрического зубчатого колеса, произведены необходимые расчеты и выполнен сравнительный анализ с существующими зубчатыми колесами шевронного типа. Результатом произведенного исследования выявлены существенные преимущества, к которым следует отнести плавность, бесшумность и долговечность работы. Для проверки возможности целесообразности применения зубчатой передачи новой конструкции были изготовлены шестерня и колесо с применением аддитивных технологий.
    Ключевые слова: цилиндрическое зубчатое колесо, шевронная передача, совершенствование.

  • Восстановление валика водяного насоса В. А. СКРЯБИН, д-р техн. наук, проф.ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru, 38

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-38-40

    В статье рассмотрена технология восстановления валика водяного насоса двигателей внутреннего сгорания. Подробно рассмотрены различные аспекты ремонта деталей, а также режимные параметры процесса восстановления.
    Ключевые слова: технология восстановления, валик водяного насоса, ремонт деталей, режимные параметры.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru