|
|
|
|
|
|
|
Ремонт, восстановление, модернизация №6 за 2023 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Диагностика и причины повреждений
- Диагностика усталостных разрушений коленчатых валов ДВС. Цикл статей. Часть 3. Производственные (технологические) дефекты — причина усталостного разрушения коленчатых валов ДВС Л. П. ШЕСТОПАЛОВА, канд. техн. наук, К. К. ШЕСТОПАЛОВ, канд. техн. наукФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФEmail: ntibr@mail.ru, 3
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-3-6В третьей части цикла статей, посвященных теме «Диагностика усталостных разрушений коленчатых валов ДВС», показан пример проведения диагностики разрушеннного коленчатого вала ДВС транспортного средства с большим пробегом. Методами оптической, растровой электронной микроскопии и различными инструментальными методами исследован механизм усталостного разрушения коленчатого вала. Как показало проведенное исследование, причиной разрушения коленчатого вала ДВС легкового автомобиля явилась особенность конструкционного исполнения внутреннего масляного канала и использование арматурной стали с повышенным содержанием серы. Такие дефекты относятся к производственным (технологическим) дефектам. В статье показано, что применение широкого спектра оборудования и металловедческих исследований при проведении диагностики разрушенных деталей позволяет провести более полное и всестороннее исследование и установить истинную причину разрушения детали или узла. Ключевые слова: диагностика, коленчатый вал, производственный (технологический) дефект, напряжение, усталостное разрушение, усталостные бороздки (линии), фрактография.
Общие и научно-методические вопросы
- Влияние топологии тела обтекания вихревого расходомера на его основные характеристики М. С. ЛУРЬЕ, д-р техн. наук, профессор, О. М. ЛУРЬЕ, канд. техн. наук, доцент, А. С. ФРОЛОВ, канд. техн. наук, доцент, С. Г. АЛИМАСОВФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева» г. Красноярск, 660049, РФE-mail: frolov-a84@mail.ru, 7
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-7-12В работе рассматривается вопрос повышения чувствительности и точности измерительных характеристик погружных вихревых расходомеров, основанный на совершенствовании топологии тела обтекания. Исследовано 6 вариантов тел обтекания. Установлено, что гидравлические потери вихревых расходомеров с телами обтекания, имеющих каналы обратной связи, в 2 раза ниже. С помощью методов численного моделирования показано, что при выборе оптимальной формы тела обтекания возможно увеличение амплитуды формируемого вихря на 48%, повышение стабильности и плавности изменения числа Струхаля в рабочем диапазоне измерений на 17% и некоторое снижение гидравлических потерь на теле обтекания. Ключевые слова: расходомер, тело обтекания, оптимизация, приемник вихревых колебаний, гидродинамика, моделирование.
- Разработка испытательной машины для определения характеристик усталости полимерных композиционных материалов в условиях циклического изгибающего нагружения И. С. БОЛОТНИКОВ, младший научный сотрудникФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: igor_bolotnikov@rambler.ru, 13
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-13-18Механические свойств полимерных композиционных материалов (ПКМ) являются важнейшими параметрами при разработке, проектировании и производстве изделий и конструкций из них. Для определения этих свойств выполняют испытания различного типа: статические, циклические (испытания на усталость и трещиностойкость), динамические. Результаты механических статических испытаний ПКМ не позволяют получить информацию о характере и интенсивности изменения их деформационно-прочностных свойств в условиях эксплуатации изделия, когда на конструкцию оказывают воздействие циклически изменяющиеся нагрузки. Это связано с существенным отличием механизмов накопления поврежденности, зарождения и роста трещины в ПКМ под действием статических и циклических нагрузок. Для оценки интенсивности снижения деформационно-прочностных свойств в условиях эксплуатации прибегают к выполнению испытаний по определению усталостной прочности специально изготовленных образцов в условиях циклического нагружения. В статье приводится описание конструкции и принцип действия испытательной машины для определения характеристик усталости полимерных композиционных материалов в условиях циклического изгибающего нагружения. Испытательная машина позволяет определять изменение напряжения (прочности при изгибе) плоских образцов полимерных композиционных материалов с ростом числа циклов трехточечного изгибающего нагружения. Регистрация значений напряжения осуществляется с помощью S-образного датчика сжатия, данные которого позволяют построить кривую зависимости напряжения в образце от числа циклов. Ключевые слова: изгиб, испытательная машина, нагрузка, полимерные композиционные материалы, прочность, усталость.
- Исследование свойств лакокрасочного покрытия, полученного методом ультразвукового распыления Р. И. НИГМЕТЗЯНОВ, канд. техн. наук, доцент, В. М. ПРИХОДЬКО, д-р техн. наук, профессор, чл.-корр. РАН, С. К. СУНДУКОВ, канд. техн. наук, доцент, А. В. СУХОВ, аспирант, Д. С. ФАТЮХИН, д-р техн. наук, доцентФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: sukhov-aleksandr96@mail.ru, 19
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-19-23Рассмотрены преимущества технологии ультразвукового распыления перед пневматическими технологиями распыления. Проведено сравнение физико-механических и геометрических свойств поверхности, полученной после распыления лакокрасочного материала ультразвуковым и пневматическим методами. Ключевые слова: ультразвук, лакокрасочное покрытие, функциональное покрытие, микронеровность.
- Исследование расчетно-теоретических характеристик рабочего процесса газодизельного двигателя А. В. ДИМОГЛО1, соискатель, В. Г. КОЗЛОВ1, д-р техн. наук, профессор, Ф. Ю. БУРМЕНКО2, канд. техн. наук, профессор, П. А. БОЙКОВ1, соискатель1Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, 394087, РФE-mail: vya-kozlov@yandex.ru,2Приднестровский Государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь, 3300, Приднестровская Молдавская Республика, 24
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-24-28Приведен анализ показателей рабочего процесса газодизельного двигателя, приведены аналитическая и графическая интерпретация индикаторной диаграммы и характеристик процесса впрыска минимальной запальной дозы дизельного топлива и коэффициента избытка воздуха, обеспечивающие надежное воспламенение газовоздушной смеси в цилиндрах и устойчивую работу двигателя на всех эксплуатационных режимах. Ключевые слова: газодизельный двигатель, впрыск, запальная доза, задержка самовоспламенения, коэффициент избытка воздуха, теплоемкость рабочей смеси.
Практика ремонта, восстановления и модернизации
- Повышение качества токарной обработки деталей из капролона, применяемых при ремонте машин и механизмов О. Ю. ЕРЕНКОВ, д-р техн. наук, П. Д. КРООП, Д. О. ЯВОРСКИЙ, С. О. ЕРЕНКОВТихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, 680042, РФE-mail: erenkov@list.ru, 29
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-29-34В статье представлено научное обоснование применения в качестве смазочно-охлаждающей жидкости водной эмульсии с добавками гидрофобизатора при токарной обработке капролона. Экспериментально доказано, что точение капролона с подачей в зону резания водной эмульсии пальмитата калия обеспечивает получение более качественной обработанной поверхности детали по сравнению с традиционным способом точения. Ключевые слова: капролон, точение, водопоглощение, эмульсия гидрофобизатора, шероховатость, стружкообразование.
- Совершенствование конструкции цилиндрических зубчатых колес Г. Ф. ПРОКОФЬЕВ, д-р техн. наук, профессор, А. С. ЛОРЕНЦ, канд. техн. наук, доцентФГАОУ ВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск, 163002, РФE-mail: a.lorents@narfu.ru, 35
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-35-37В данной статье представлена новая конструкция цилиндрического зубчатого колеса, произведены необходимые расчеты и выполнен сравнительный анализ с существующими зубчатыми колесами шевронного типа. Результатом произведенного исследования выявлены существенные преимущества, к которым следует отнести плавность, бесшумность и долговечность работы. Для проверки возможности целесообразности применения зубчатой передачи новой конструкции были изготовлены шестерня и колесо с применением аддитивных технологий. Ключевые слова: цилиндрическое зубчатое колесо, шевронная передача, совершенствование.
- Восстановление валика водяного насоса В. А. СКРЯБИН, д-р техн. наук, проф.ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru, 38
DOI: 10.31044/1684-2561-2023-0-6-38-40В статье рассмотрена технология восстановления валика водяного насоса двигателей внутреннего сгорания. Подробно рассмотрены различные аспекты ремонта деталей, а также режимные параметры процесса восстановления. Ключевые слова: технология восстановления, валик водяного насоса, ремонт деталей, режимные параметры.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|