Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

Выпуски за 2004 год

Выпуски за 2003 год

   Ремонт, восстановление, модернизация №5 за 2020
Содержание номера

Практика ремонта, восстановления и модернизации

  • Уплотнение вращающегося вала Д. Н. ГАРКУНОВ, д-р техн. наук, В. Г. БАБЕЛЬ, д-р техн. наук, Э. Л. МЕЛЬНИКОВ, д-р техн. наук, профессор, А. В. ЩЕДРИН, канд. техн. наук, доцент, Л. Х. МИНЯЗЕВА, ст. преподавательФГБОУ ВО МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, РФE-mail: miluiza@yandex.ru, 3

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-3-5

    Описываемое в статье изобретение авторов (патент RU 2471 104 C1) относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения подшипниковых опор машин и механизмов. Уплотнительная манжета уплотнения вращающегося вала, предварительно заполненная смазочным материалом, выполнена из эластомера с наполнителем — медным порошком, содержание которого неравномерно по сечению манжеты и наибольшее в рабочей кромке манжеты. Зона контакта стального вала с манжетой покрывается тонким слоем мягкого металла, например меди, с помощью финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО). Тонкая сервовитная пленка материла наполнителя в режиме безызносного трения в паре «стальной вал—уплотнительная манжета» повышает износостойкость уплотнения.
    Ключевые слова: уплотнительная манжета, эластомер, медный порошок, сервовитная пленка, безызносное трение, износостойкость уплотнения.

  • Применение альтернативных видов топлива в качестве энергетического сырья для автотракторных двигателей М. Н. ЕРОФЕЕВ1, д-р техн. наук, профессор, И. Н. КРАВЧЕНКО2, д-р техн. наук, профессор, А. А. ШАРКО2, магистрант1Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН (ИМАШ РАН), Москва, 101990, РФ2Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, 127550, РФE-mail: kravchenko-in71@yandex.ru, 6

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-6-11

    В сегодняшних реалиях большого внимания конструкторов и исследователей требуют к себе проблемы загрязнения окружающей среды и экологии в целом, потому что основным источником загрязнения являются выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Указанная проблема в настоящее время является наиболее актуальной и требует своевременного поиска решения, так как количество техники мирового автомобильно-тракторного парка с каждым годом возрастает. В последние годы одним из самых перспективных методов решения данной проблемы является применение аналоговых видов топлива. Данный метод способен решить проблему выброса большого количества вредных продуктов сгорания в атмосферу, кроме того данная технология является энергосберегающей, так как существует много различных способов получения диметилового эфира, и дефицита данного вида энергетического сырья ожидать не стоит, в отличие от видов топлива, полученных за счет переработки нефтепродуктов. Цель исследования заключалась в определении оптимального соотношения газовой смеси, состоящей из диметилового эфира и пропан-бутана для питания дизельного двигателя. В работе на основании сравнения различных видов топлива обоснован выбор диметилового эфира в качестве основного топлива для питания дизельного двигателя. Спроектирована топливная аппаратура для подачи газовой смеси в цилиндры дизельного двигателя. Доказана принципиальная возможность работы дизельных двигателей на газообразном топливе. Установлено, что в качестве газообразного топлива наиболее оптимальным является применение смеси двух газов: одного — с высоким метановым числом (например, диметилового эфира), второго — с низким цетановым числом типа метана или пропан-бутана.
    Ключевые слова: диметиловый эфир, дизельный двигатель, альтернативные виды топлива, топливная аппаратура.

Диагностика и причины повреждений

  • Новые технические решения для управления долговечностью автомобильных шин И. В. ГРИГОРЬЕВ, д-р техн. наук, профессор, О. А. КУНИЦКАЯ, д-р техн. наук, доцент, С. Е. РУДОВ, канд. техн. наук, ст. преподавательФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» (ЯГСХА), г. Якутск, 677007, РФФГКВОУ ВО «Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного», Санкт-Петербург, 194064, РФE-mail: silver73@inbox.ru, 12

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-12-15

    По данным научно-исследовательского института шинной промышленности, около половины шин разрушается преждевременно вследствие нарушения правил их эксплуатации. На срок службы шин влияют: величина внутреннего давления, нагрузка, скорость движения, состояние дороги, климатические условия, качество вождения, техническое состояние колесного узла. В статье рассмотрены технические решения, внедрение которых позволяет: увеличить пробег шин до 35%; исключить самопроизвольное откручивание колесных гаек; снизить расход топлива; исключить неравномерный износ шин; увеличить ресурс колесных подшипников; исключить вибрацию в колесных узлах. Данные инновационные методы управлением долговечностью шин уже широко применяют за рубежом, а также в ведущих транспортных компаниях России. Главными конкурентными преимуществами этих технических решений является простота конструкции, монтажа и эксплуатации, а также низкая стоимость.
    Ключевые слова: контроль давления в шинах, системы контроля давления, динамическая балансировка колес, центровочные втулки.

  • Методы диагностирования состояния задвижек трубопроводной арматуры В. А. СКРЯБИН, д-р техн. наук, профессорПензенский государственный университет, г. Пенза, 440026, РФE-mail: vs_51@list.ru, 16

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-16-21

    Рассмотрены методы диагностирования состояния задвижек трубопроводной арматуры. Определена область их применения в зависимости от степени коррозионного и напряженно-деформированного состояния, а также размеров дефектов трубопроводов. Рассмотрена технология подготовки поверхностей к диагностированию.
    Ключевые слова: методы диагностирования состояния задвижек трубопроводной арматуры, коррозионное и напряженно-деформированное состояние, размеры дефектов, технология подготовки поверхностей к диагностированию.

Новые материалы и технологии восстановления

  • Характеристики работоспособности модифицированных металлополимерных покрытий А. Г. ИПАТОВ, канд. техн. наук, доцент, С. Н. ШМЫКОВ, канд. эконом. наук, доцентФГБОУ ВО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, г. Ижевск, 426069, РФЕ-mail: Ipatow.al@yandex.ru, 22

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-22-26

    Предложена технология повышения работоспособности контактирующих поверхностей получением металлополимерных структур, которая отличается от известных тем, что полимерная составляющая создается на стальных поверхностях за счет формирования специальной микронеровности. Рассмотрены различные формы «канавок» под полимерную составляющую и их влияние на триботехнические показатели поверхности. Представлены сравнительные характеристики работоспособности предложенных покрытий с традиционными материалами трибосопряжений.
    Ключевые слова: поверхность деталей машин, триботехнические испытания, износостойкость, коэффициент трения, металлополимерное покрытие.

Общие и научно-методические вопросы

  • Пути развития оборудования для ремонта и восстановления дорожных покрытий с использованием вспененных битумов ЧЭН ХАЙИН1, канд. техн. наук., профессор, Н. Д. СЕЛИВЕРСТОВ2, канд. техн. наук., доцент, Д. А. МАКАРОВА2, магистр1Технологический университет Внутренней Монголии, КНР, авт. район Внутренняя Монголия, г. Хух-Хото2ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», Москва, 125319, РФE-mail: nicseliverstov@gmail.com, 27

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-27-33

    Применение вспененного битума в дорожном строительстве позволяет повысить экономическую и экологическую эффективность технологического процесса ремонта и восстановления дорожного покрытия, снизив при этом трудовые и энергетические затраты. Разработка устройства для вспенивания битумов в соответствии с концепцией «модульной конструкции» имеет широкие перспективы применения. Оптимизация конструкции камеры для вспенивания и соответствующий контроль систем трубопроводов являются ключевыми задачами в процессе разработки оборудования для приготовления вспененного битума. В связи с этим в статье проанализированы основные факторы, влияющие на процесс вспенивания битума, и методы моделирования для неньютоновской жидкости. Представлены варианты технологических решений эффективного контроля давления в камере для вспенивания и контроля характеристик потока в трубопроводной системе горячих битумов.
    Ключевые слова: вспененный битум, машина для строительства, камера для вспенивания, трубопроводная система, неньютоновская жидкость, метод моделирования.

  • Концепция технического обслуживания и ремонта строительно-дорожных машин по состоянию В. К. ФЁДОРОВ1, д-р техн. наук, профессор, Л. А. СЛАДКОВА2, д-р техн. наук, профессор1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, 125319, РФ2Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), Москва, 127994, РФE-mail: kaskadf@yandex.ru, 34

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-34-37

    Приведено теоретическое обоснование преимущества концепции технического обслуживания и ремонта строительно-дорожных машин по состоянию на основе максимизации предельной вероятности нахождения машины в процессе эксплуатации на целевом этапе ее использования по назначению.
    Ключевые слова: концепция, строительно-дорожная машина, техническое обслуживание, ремонт, эксплуатация, техническое состояние.

  • К повышению эксплуатационной надежности ходовых частей тепловоза 2ТЭ Е. В. СЛИВИНСКИЙ, д-р техн. наук, профессорАгропромышленный институт Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елец, 399770, РФE-mail: evgtni_sl@mail.ru, 37

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-38-42

    Описана перспективная конструкция устройства, предназначенного для управления угловыми поворотами колесно-моторного блока (КМБ) тепловозов при входе последних в кривые пути, и приведены результаты расчетов по обоснованию эффективности использования такой конструкции в практике. Материалы статьи рекомендуются производственным и научно-исследовательским структурам отечественного и зарубежного тяжелого машиностроения с целью возможного внедрения предложенной разработки в практику.
    Ключевые слова: рама, колесная пара, пружина сжатия, тяговый электродвигатель.

  • Восстановление работоспособности поршневых механизмов СХИРТЛАДЗЕ А. Г., канд. техн. наук, д-р пед. наук, профессорФГБОУ ВО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Москва, 127055, РФE-mail: ags@mail.ru, 43

  • DOI: 10.31044/1684-2561-2020-0-5-43-47

    Изложены технологии ремонта деталей поршневой группы механизмов преобразования вращательного движения в поступательное. Приведены типовые неисправности деталей механизмов и причины их возникновения.
    Ключевые слова: механизм, машина, двигатель, компрессор, эксплуатация, деталь, цилиндр, втулка, гильза, поршень, кольцо, шатун, зазор, ремонт, обработка, износ, поверхность, приспособление.
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru