|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деформация и разрушение материалов №9 за 2025 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Физические основы прочности и пластичности
- Влияние дислокационной структуры на упрочнение заэвтектоидной рельсовой стали В. Е. Громов1*, д-р физ.-мат. наук, Н. А. Попова2, канд. техн. наук, Ю. Ф. Иванов3, д-р физ.-мат. наук, Е. Л. Никоненко2, канд. физ.-мат. наук, М. А. Порфирьев1, П. В. Джемела11Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, 654007, Россия2Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, 634003, Россия3Институт сильноточной электроники СО РАН, Томск, 634055, Россия*E-mail: gromov@physics.sibsiu.ru, 2
DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-2-12Исследована тонкая структура рельсов категории ДТ400ИК из стали Э90ХАФ после длительной эксплуатации на экспериментальном кольце и на Забайкальской железной дороге. Выполнена сравнительная оценка количественных параметров структуры на различных расстояниях от поверхности катания вдоль центральной оси. Показано, что основное отличие сталей этих двух партий заключается в наличии субзеренной структуры. Установлены основные механизмы упрочнения стали обеих партий: упрочнение внутренними дальнодействующими полями напряжений и субструктурное упрочнение. Ключевые слова: рельсовая сталь, дислокационная субструктура, внутренние напряжения, кривизна-кручение кристаллической решетки, механизмы упрочнения
Перспективные материалы и технологии
- Физико-механические свойства композита на основе резины, армированной частицами супергидрофобных эластичных полиметилсилсесквиоксановых аэрогелей Е. Г. Курзина1*, канд. техн. наук, А. А. Колмакова2, А. В. Семак1, С. Ю. Котцов2, А. Д. Филиппова2, А. Е. Баранчиков2, канд. хим. наук, О. С. Иванова2, канд. хим. наук, А. Г. Колмаков3, чл.-корр. РАН, В. К. Иванов2, чл.-корр. РАН, М. А. Каплан3, канд. техн. наук, А. М. Курзина1, канд. техн. наук1Российский университет транспорта, Москва, 127994, Россия2Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН, Москва, 119991, Россия3Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН, Москва, 119334, Россия*E-mail: kurzina_elena@mail.ru, 13
DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-13-20Исследовано влияние армирования частицами полиметилсилсесквиоксановых аэрогелей в количестве 1,5 и 3,0% (мас.) на физико-механические свойства композита на основе резиновой смеси, используемой для прокладок рельсовых скреплений железнодорожного пути. Установлено, что такое армирование практически не влияет на плотность и твердость композита, но при этом снижает его водопоглощение на 60—66%, повышает более чем в 2,5 раза удельное объемное электрическое сопротивление и более чем в 1,5 раза коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия. Ключевые слова: полиметилсилсесквиоксановые аэрогели, МТМС-аэрогели, армирование, водопоглощение, твердость по Шору, электроизоляционные свойства, коэффициент морозостойкости
- Деформационно-прочностные характеристики эпоксидных композиций, модифицированных жидкими продуктами пиролиза Н. В. Бойченко*, канд. техн. наук, М. В. Слобожанинова, И. С. Иштыряков, канд. физ.-мат. наук, Р. Р. Яруллин, канд. техн. наукИнститут энергетики и перспективных технологий ФИЦ «Казанский научный центр РАН», Казань, 420111, Россия*E-mail: nataboi@ya.ru, 21
DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-21-26Исследованы закономерности изменения деформационно-прочностных характеристик полимерной эпоксидной композиции в зависимости от вида и концентрации модифицирующих добавок при трех видах нагружения: растяжении, сжатии и трехточечном изгибе. В качестве модификатора эпоксидной смолы ЭД-20 использованы жидкие продукты пиролиза, полученные путем переработки березы, подсолнечника или смеси хвойных и лиственных деревьев. Установлено, что пиролизная жидкость, полученная из смеси хвойных и лиственных деревьев, может быть эффективной альтернативой промышленному пластификатору дибутилфталату по деформационно-прочностным характеристикам, обеспечивая увеличение прочности до 22% и относительной деформации до 62,5% в зависимости от вида нагружения. При этом ее применение обладает преимуществами с позиций экологической безопасности и экономической целесообразности. Ключевые слова: эпоксидная смола, модификация, пиролизная жидкость, прочность
Прикладные вопросы прочности и пластичности
- Влияние структуры на сопротивление разрушению наводороженных конструкционных сталей различной прочности В. А. Белов*, канд. техн. наук, С. А. Никулин, д-р техн. наук, В. Ю. Турилина, канд. техн. наукНИТУ МИСИС, Москва, 119049, Россия*E-mail: belov.v@misis.ru, 27
DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-27-32Исследовано сопротивление замедленному водородному разрушению низколегированных сталей 35ХГМ и 33ХМФ с трооститной и троостомартенситной структурой высокой прочности (предел текучести 940—1440 МПа). Образцы, деформированные до σ = 0,8σ0,2 четырехточечным изгибом, локально гальванически наводороживали в течение 10 ч с одновременной регистрацией сигналов акустической эмиссии. Показано, что повышение в 1,5 раза прочности стали 35ХГМ с троостомартенситной структурой по сравнению со сталью с трооститной структурой увеличивает объем поглощаемого водорода в 30 раз, уменьшает время зарождения водородной трещины в 2,7 раза, увеличивает скорость ее стабильного роста в 3,6 раза и снижает параметр трещиностойкости KIH в 1,3 раза. Повышение прочности стали 33ХМФ со структурой троостита в 1,5 раза за счет увеличения плотности карбидов, по сравнению со сталью 35ХГМ, увеличивает объем поглощаемого водорода в 20 раз, уменьшает время зарождения трещины в 2 раза и увеличивает скорость ее роста в 2,5 раза при неизменных значениях KIH. Ключевые слова: низколегированная сталь, замедленное водородное разрушение, троостит, троостомартенсит, трещиностойкость, прочность, наводороживание
Диагностика и методы испытаний
- Калибровка зависимости для определения комплексного модуля жесткости асфальтобетонов на основе результатов испытаний на четырехточечный изгиб А. Н. Тиратурян, д-р техн. наукДонской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, 344003, РоссияE-mail: tiraturjan@list.ru, 33
DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-33-39На основании результатов циклических испытаний на четырехточечный изгиб актуализирована расчетная модель для прогнозирования комплексного модуля жесткости асфальтобетонов А22НТ, А32ОТ и ЩМА-16 для частот нагружения 1—100 Гц и температуры материала от –20 до +50 °C. Ключевые слова: асфальтобетон, вязкоупругость, четырехточечный изгиб, комплексный модуль жесткости, модуль потерь
- Памяти Сергея Мироновича Баринова , 40
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|