Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2025 год

Выпуски за 2024 год

Выпуски за 2023 год

Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

   Деформация и разрушение материалов №9 за 2025
Содержание номера

Физические основы прочности и пластичности

  • Влияние дислокационной структуры на упрочнение заэвтектоидной рельсовой стали В. Е. Громов1*, д-р физ.-мат. наук, Н. А. Попова2, канд. техн. наук, Ю. Ф. Иванов3, д-р физ.-мат. наук, Е. Л. Никоненко2, канд. физ.-мат. наук, М. А. Порфирьев1, П. В. Джемела11Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, 654007, Россия2Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, 634003, Россия3Институт сильноточной электроники СО РАН, Томск, 634055, Россия*E-mail: gromov@physics.sibsiu.ru, 2

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-2-12

    Исследована тонкая структура рельсов категории ДТ400ИК из стали Э90ХАФ после длительной эксплуатации на экспериментальном кольце и на Забайкальской железной дороге. Выполнена сравнительная оценка количественных параметров структуры на различных расстояниях от поверхности катания вдоль центральной оси. Показано, что основное отличие сталей этих двух партий заключается в наличии субзеренной структуры. Установлены основные механизмы упрочнения стали обеих партий: упрочнение внутренними дальнодействующими полями напряжений и субструктурное упрочнение.
    Ключевые слова: рельсовая сталь, дислокационная субструктура, внутренние напряжения, кривизна-кручение кристаллической решетки, механизмы упрочнения

Перспективные материалы и технологии

  • Физико-механические свойства композита на основе резины, армированной частицами супергидрофобных эластичных полиметилсилсесквиоксановых аэрогелей Е. Г. Курзина1*, канд. техн. наук, А. А. Колмакова2, А. В. Семак1, С. Ю. Котцов2, А. Д. Филиппова2, А. Е. Баранчиков2, канд. хим. наук, О. С. Иванова2, канд. хим. наук, А. Г. Колмаков3, чл.-корр. РАН, В. К. Иванов2, чл.-корр. РАН, М. А. Каплан3, канд. техн. наук, А. М. Курзина1, канд. техн. наук1Российский университет транспорта, Москва, 127994, Россия2Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН, Москва, 119991, Россия3Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН, Москва, 119334, Россия*E-mail: kurzina_elena@mail.ru, 13

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-13-20

    Исследовано влияние армирования частицами полиметилсилсесквиоксановых аэрогелей в количестве 1,5 и 3,0% (мас.) на физико-механические свойства композита на основе резиновой смеси, используемой для прокладок рельсовых скреплений железнодорожного пути. Установлено, что такое армирование практически не влияет на плотность и твердость композита, но при этом снижает его водопоглощение на 60—66%, повышает более чем в 2,5 раза удельное объемное электрическое сопротивление и более чем в 1,5 раза коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия.
    Ключевые слова: полиметилсилсесквиоксановые аэрогели, МТМС-аэрогели, армирование, водопоглощение, твердость по Шору, электроизоляционные свойства, коэффициент морозостойкости

  • Деформационно-прочностные характеристики эпоксидных композиций, модифицированных жидкими продуктами пиролиза Н. В. Бойченко*, канд. техн. наук, М. В. Слобожанинова, И. С. Иштыряков, канд. физ.-мат. наук, Р. Р. Яруллин, канд. техн. наукИнститут энергетики и перспективных технологий ФИЦ «Казанский научный центр РАН», Казань, 420111, Россия*E-mail: nataboi@ya.ru, 21

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-21-26

    Исследованы закономерности изменения деформационно-прочностных характеристик полимерной эпоксидной композиции в зависимости от вида и концентрации модифицирующих добавок при трех видах нагружения: растяжении, сжатии и трехточечном изгибе. В качестве модификатора эпоксидной смолы ЭД-20 использованы жидкие продукты пиролиза, полученные путем переработки березы, подсолнечника или смеси хвойных и лиственных деревьев. Установлено, что пиролизная жидкость, полученная из смеси хвойных и лиственных деревьев, может быть эффективной альтернативой промышленному пластификатору дибутилфталату по деформационно-прочностным характеристикам, обеспечивая увеличение прочности до 22% и относительной деформации до 62,5% в зависимости от вида нагружения. При этом ее применение обладает преимуществами с позиций экологической безопасности и экономической целесообразности.
    Ключевые слова: эпоксидная смола, модификация, пиролизная жидкость, прочность

Прикладные вопросы прочности и пластичности

  • Влияние структуры на сопротивление разрушению наводороженных конструкционных сталей различной прочности В. А. Белов*, канд. техн. наук, С. А. Никулин, д-р техн. наук, В. Ю. Турилина, канд. техн. наукНИТУ МИСИС, Москва, 119049, Россия*E-mail: belov.v@misis.ru, 27

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-27-32

    Исследовано сопротивление замедленному водородному разрушению низколегированных сталей 35ХГМ и 33ХМФ с трооститной и троостомартенситной структурой высокой прочности (предел текучести 940—1440 МПа). Образцы, деформированные до σ = 0,8σ0,2 четырехточечным изгибом, локально гальванически наводороживали в течение 10 ч с одновременной регистрацией сигналов акустической эмиссии. Показано, что повышение в 1,5 раза прочности стали 35ХГМ с троостомартенситной структурой по сравнению со сталью с трооститной структурой увеличивает объем поглощаемого водорода в 30 раз, уменьшает время зарождения водородной трещины в 2,7 раза, увеличивает скорость ее стабильного роста в 3,6 раза и снижает параметр трещиностойкости KIH в 1,3 раза. Повышение прочности стали 33ХМФ со структурой троостита в 1,5 раза за счет увеличения плотности карбидов, по сравнению со сталью 35ХГМ, увеличивает объем поглощаемого водорода в 20 раз, уменьшает время зарождения трещины в 2 раза и увеличивает скорость ее роста в 2,5 раза при неизменных значениях KIH.
    Ключевые слова: низколегированная сталь, замедленное водородное разрушение, троостит, троостомартенсит, трещиностойкость, прочность, наводороживание

Диагностика и методы испытаний

  • Калибровка зависимости для определения комплексного модуля жесткости асфальтобетонов на основе результатов испытаний на четырехточечный изгиб А. Н. Тиратурян, д-р техн. наукДонской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, 344003, РоссияE-mail: tiraturjan@list.ru, 33

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2025-9-33-39

    На основании результатов циклических испытаний на четырехточечный изгиб актуализирована расчетная модель для прогнозирования комплексного модуля жесткости асфальтобетонов А22НТ, А32ОТ и ЩМА-16 для частот нагружения 1—100 Гц и температуры материала от –20 до +50 °C.
    Ключевые слова: асфальтобетон, вязкоупругость, четырехточечный изгиб, комплексный модуль жесткости, модуль потерь


  • Памяти Сергея Мироновича Баринова , 40



105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru