Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

   Деформация и разрушение материалов №9 за 2016
Содержание номера

Перспективные материалы и технологии

  • Исследование структуры и механических свойств покрытия из коррозионностойкой стали, сформированного методом газодинамического напыления с активацией процесса лазерным излучением А. И. ГоруновКНИТУ—КАИ, Казань, 420111, РоссияE-mail: gorunow.andrej@yandex.ru, 2

  • Изучены адгезионная прочность, временное сопротивление, микротвердость и структура покрытий из коррозионностойкой стали аустенитного класса, сформированных методом газодинамического напыления с интенсификацией процесса лазерным излучением. Показано, что дополнительное воздействие лазерного излучения обеспечивает более высокий уровень механических свойств покрытий. Отсутствие переплава порошкового материала позволяет формировать покрытия с заранее заданной структурой.
    Ключевые слова: холодное газодинамическое напыление, лазерное излучение, адгезионная прочность, коррозионностойкая сталь, микроструктура, микротвердость

Структура и свойства деформированного состояния

  • Эффект осевого деформирования при кручении цилиндрических образцов металлов с различной кристаллографической структурой И. Н. Андронов, Н. П. Богданов*Ухтинский государственный технический университет, Ухта, 169300, Россия*E-mail: nbogdanov@ugtu.net, 8

  • Выполнено сравнительное исследование эффекта осевого деформирования при кручении для технически чистых материалов, различающихся кристаллографической структурой и механизмом деформации, — меди, цинка, олова, а также сплавов Д16АТ, Mn—38% Cu и TiNi близкого к эквиатомному состава. Показано, что кручение цилиндрических образцов из этих материалов сопровождается заметным изменением длины, причем характер этого изменения зависит от типа материала, а его интенсивность — от геометрии поперечного сечения скручиваемого образца. Установлено, что изменение длины трубчатых образцов происходит более интенсивно, чем сплошных цилиндрических образцов.
    Ключевые слова: осевое деформирование кручением, цилиндрические стержни, температурно-силовые и скоростные воздействия

Прикладные вопросы прочности и пластичности

  • Испытание стали 45 при упругопластическом деформировании по сложным траекториям постоянной и переменной кривизны В. Г. Зубчанинов, А. А. Алексеев*, В. И. ГультяевТверской государственный технический университет, Тверь, 170026, Россия*E-mail: alexeew@bk.ru, 14

  • Приведены результаты экспериментального исследования механических свойств стали 45 при деформировании по плоским не аналитическим траекториям, содержащим участки постоянной и переменной кривизны, с учетом сложного нагружения и разгружения материала. Показано, что остаточные деформации при сложной непропорциональной разгрузке по архимедовой спирали и простой упругой разгрузке существенно различаются.
    Ключевые слова: пластичность, сложное нагружение, траектория деформирования, архимедова спираль, векторные и скалярные свойства материалов

  • Влияние объемно-поверхностной закалки на ударную вязкость стали 20ГЛ для литых боковых рам тележек грузовых вагонов С. А. Никулин*, А. Б. Рожнов, В. Ю. Турилина, В. И. Заболотникова, А. А. Комиссаров, Т. А. НечайкинаНациональный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, 119049, Россия*E-mail: nikulin@misis.ru, 20

  • Изучено влияние объемно-поверхностной закалки (ОПЗ) быстродвижущимся потоком воды на ударную вязкость при –60 °С (KCV–60) литой низкоуглеродистой стали 20ГЛ, используемой для изготовления боковых рам тележек грузовых вагонов. Показано, что ОПЗ повышает KCV –60 стали 20ГЛ в 1,7—2,0 раза при более высокой статической и циклической прочности по сравнению с нормализованным состоянием.
    Ключевые слова: ударная вязкость, строение изломов, объемно-поверхностная закалка, нормализация, сталь 20ГЛ, боковая рама тележки грузового вагона

Диагностика и методы механических испытаний

  • Оценка роста усталостных трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов акустико-эмиссионным методом В. В. Муравьев*, О. В. МуравьеваИжевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск, 426069, Россия*E-mail: pmkk@istu.ru, 24

  • Обсуждается чувствительность метода акустической эмиссии (АЭ) к развивающимся дефектам в боковых рамах тележек грузовых вагонов. Определены уровни нагрузок, достаточные для инициирования излучения импульсов АЭ острыми трещинами, обоснована предельная чувствительность метода АЭ к размерам прироста трещин. Проведена оценка размеров очагов зарождения усталостной трещины, установлено влияние длины начальной трещины на циклическую долговечность боковых рам.
    Ключевые слова: акустическая эмиссия, усталостная трещина, боковая рама тележки грузового вагона, долговечность

  • Оценка сопротивления зарождению усталостных трещин в сварных соединениях стальных конструкций П. Д. Одесский1*, А. Н. Шувалов2, О. В. Емельянов31ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва, 109428, Россия2НИУ МГСУ, Москва, 129337, Россия3МГТУ им. Г. И. Носова, Магнитогорск, 455000, Россия*E-mail: odesskiy@tsniisk.ru, 30

  • Решается задача выбора эффективного подхода к определению усталостной прочности стыковых сварных соединений на стадии зарождения трещины. Сопоставлены результаты расчетов, выполненных в соответствии со строительными нормами по назначаемым величинам прочностных характеристик, а также в рамках подхода, учитывающего локальные упругопластические деформации в зонах концентрации напряжений. В области малоцикловой усталости при постоянной нагрузке испытаны натурные образцы сварных соединений из парных уголков. Кинетика напряженно-деформированного состояния в зонах окончания сварных фланговых швов исследована тензометрическим методом. Показано, что стадия зарождения усталостных трещин наилучшим образом описывается с помощью деформационного критерия разрушения: сравнение результатов расчета числа циклов до зарождения усталостной трещины с экспериментальными данными показало их хорошую сходимость.
    Ключевые слова: металлические сварные конструкции, усталостная трещина, усталостная прочность, упругопластическое деформирование, деформационный критерий разрушения, циклическое нагружение, коэффициент концентрации напряжений, коэффициент интенсивности деформаций

  • Силы и деформации при испытании падающим грузом (ИПГ — DWTT) М. А. Штремель1*, А. Б. Арабей2, А. Г. Глебов1, А. И. Абакумов3, Т. С. Есиев4, А. О. Струин5, Б. А. Сарычев61НИТУ «МИСиС», Москва, 119991, Россия2ПАО «Газпром», Москва, 117997, Россия3ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ», Саров, 607188, Россия4ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Москва, 115583, Россия5ОАО «РосНИТИ», Челябинск, 454139, Россия6ОАО «ММК», Магнитогорск, 455019, Россия*E-mail: str@mfp.misis.ru, 36

  • Современные стали класса прочности К65 для труб магистральных газопроводов по результатам сдаточных испытаний падающим грузом (ИПГ) демонстрируют долю вязкой составляющей в изломе, достигающую 100%. При этом при полигонных испытаниях путь протяженного разрушения плети труб из таких сталей от различных поставщиков различается существенно. В работе выясняется возможность извлечения из ИПГ-испытания полнотолщинных образцов с надрезом иных характеристик и оценивается их информативность. При статическом и динамическом нагружении выполнена высокоскоростная регистрация деформаций и роста трещины. Из анализа кинематики процесса разрушения, баланса сил и работы следует многостадийность процесса разрушения со сменой механизма по мере развития трещины.
    Ключевые слова: трубы магистральных газопроводов, протяженное разрушение труб, доля вязкой составляющей в изломе, испытание падающим грузом, динамическое и статическое ИПГ-испытание

Юбилеи

  • Олегу Александровичу Банных — 85 лет , 48



105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru