|
|
|
|
|
|
|
Деформация и разрушение материалов №9 за 2016 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Перспективные материалы и технологии
- Исследование структуры и механических свойств покрытия из коррозионностойкой стали, сформированного методом газодинамического напыления с активацией процесса лазерным излучением А. И. ГоруновКНИТУ—КАИ, Казань, 420111, РоссияE-mail: gorunow.andrej@yandex.ru, 2
Изучены адгезионная прочность, временное сопротивление, микротвердость и структура покрытий из коррозионностойкой стали аустенитного класса, сформированных методом газодинамического напыления с интенсификацией процесса лазерным излучением. Показано, что дополнительное воздействие лазерного излучения обеспечивает более высокий уровень механических свойств покрытий. Отсутствие переплава порошкового материала позволяет формировать покрытия с заранее заданной структурой. Ключевые слова: холодное газодинамическое напыление, лазерное излучение, адгезионная прочность, коррозионностойкая сталь, микроструктура, микротвердость
Структура и свойства деформированного состояния
- Эффект осевого деформирования при кручении цилиндрических образцов металлов с различной кристаллографической структурой И. Н. Андронов, Н. П. Богданов*Ухтинский государственный технический университет, Ухта, 169300, Россия*E-mail: nbogdanov@ugtu.net, 8
Выполнено сравнительное исследование эффекта осевого деформирования при кручении для технически чистых материалов, различающихся кристаллографической структурой и механизмом деформации, — меди, цинка, олова, а также сплавов Д16АТ, Mn—38% Cu и TiNi близкого к эквиатомному состава. Показано, что кручение цилиндрических образцов из этих материалов сопровождается заметным изменением длины, причем характер этого изменения зависит от типа материала, а его интенсивность — от геометрии поперечного сечения скручиваемого образца. Установлено, что изменение длины трубчатых образцов происходит более интенсивно, чем сплошных цилиндрических образцов. Ключевые слова: осевое деформирование кручением, цилиндрические стержни, температурно-силовые и скоростные воздействия
Прикладные вопросы прочности и пластичности
- Испытание стали 45 при упругопластическом деформировании по сложным траекториям постоянной и переменной кривизны В. Г. Зубчанинов, А. А. Алексеев*, В. И. ГультяевТверской государственный технический университет, Тверь, 170026, Россия*E-mail: alexeew@bk.ru, 14
Приведены результаты экспериментального исследования механических свойств стали 45 при деформировании по плоским не аналитическим траекториям, содержащим участки постоянной и переменной кривизны, с учетом сложного нагружения и разгружения материала. Показано, что остаточные деформации при сложной непропорциональной разгрузке по архимедовой спирали и простой упругой разгрузке существенно различаются. Ключевые слова: пластичность, сложное нагружение, траектория деформирования, архимедова спираль, векторные и скалярные свойства материалов
- Влияние объемно-поверхностной закалки на ударную вязкость стали 20ГЛ для литых боковых рам тележек грузовых вагонов С. А. Никулин*, А. Б. Рожнов, В. Ю. Турилина, В. И. Заболотникова, А. А. Комиссаров, Т. А. НечайкинаНациональный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, 119049, Россия*E-mail: nikulin@misis.ru, 20
Изучено влияние объемно-поверхностной закалки (ОПЗ) быстродвижущимся потоком воды на ударную вязкость при –60 °С (KCV–60) литой низкоуглеродистой стали 20ГЛ, используемой для изготовления боковых рам тележек грузовых вагонов. Показано, что ОПЗ повышает KCV –60 стали 20ГЛ в 1,7—2,0 раза при более высокой статической и циклической прочности по сравнению с нормализованным состоянием. Ключевые слова: ударная вязкость, строение изломов, объемно-поверхностная закалка, нормализация, сталь 20ГЛ, боковая рама тележки грузового вагона
Диагностика и методы механических испытаний
- Оценка роста усталостных трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов акустико-эмиссионным методом В. В. Муравьев*, О. В. МуравьеваИжевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск, 426069, Россия*E-mail: pmkk@istu.ru, 24
Обсуждается чувствительность метода акустической эмиссии (АЭ) к развивающимся дефектам в боковых рамах тележек грузовых вагонов. Определены уровни нагрузок, достаточные для инициирования излучения импульсов АЭ острыми трещинами, обоснована предельная чувствительность метода АЭ к размерам прироста трещин. Проведена оценка размеров очагов зарождения усталостной трещины, установлено влияние длины начальной трещины на циклическую долговечность боковых рам. Ключевые слова: акустическая эмиссия, усталостная трещина, боковая рама тележки грузового вагона, долговечность
- Оценка сопротивления зарождению усталостных трещин в сварных соединениях стальных конструкций П. Д. Одесский1*, А. Н. Шувалов2, О. В. Емельянов31ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва, 109428, Россия2НИУ МГСУ, Москва, 129337, Россия3МГТУ им. Г. И. Носова, Магнитогорск, 455000, Россия*E-mail: odesskiy@tsniisk.ru, 30
Решается задача выбора эффективного подхода к определению усталостной прочности стыковых сварных соединений на стадии зарождения трещины. Сопоставлены результаты расчетов, выполненных в соответствии со строительными нормами по назначаемым величинам прочностных характеристик, а также в рамках подхода, учитывающего локальные упругопластические деформации в зонах концентрации напряжений. В области малоцикловой усталости при постоянной нагрузке испытаны натурные образцы сварных соединений из парных уголков. Кинетика напряженно-деформированного состояния в зонах окончания сварных фланговых швов исследована тензометрическим методом. Показано, что стадия зарождения усталостных трещин наилучшим образом описывается с помощью деформационного критерия разрушения: сравнение результатов расчета числа циклов до зарождения усталостной трещины с экспериментальными данными показало их хорошую сходимость. Ключевые слова: металлические сварные конструкции, усталостная трещина, усталостная прочность, упругопластическое деформирование, деформационный критерий разрушения, циклическое нагружение, коэффициент концентрации напряжений, коэффициент интенсивности деформаций
- Силы и деформации при испытании падающим грузом (ИПГ — DWTT) М. А. Штремель1*, А. Б. Арабей2, А. Г. Глебов1, А. И. Абакумов3, Т. С. Есиев4, А. О. Струин5, Б. А. Сарычев61НИТУ «МИСиС», Москва, 119991, Россия2ПАО «Газпром», Москва, 117997, Россия3ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ», Саров, 607188, Россия4ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Москва, 115583, Россия5ОАО «РосНИТИ», Челябинск, 454139, Россия6ОАО «ММК», Магнитогорск, 455019, Россия*E-mail: str@mfp.misis.ru, 36
Современные стали класса прочности К65 для труб магистральных газопроводов по результатам сдаточных испытаний падающим грузом (ИПГ) демонстрируют долю вязкой составляющей в изломе, достигающую 100%. При этом при полигонных испытаниях путь протяженного разрушения плети труб из таких сталей от различных поставщиков различается существенно. В работе выясняется возможность извлечения из ИПГ-испытания полнотолщинных образцов с надрезом иных характеристик и оценивается их информативность. При статическом и динамическом нагружении выполнена высокоскоростная регистрация деформаций и роста трещины. Из анализа кинематики процесса разрушения, баланса сил и работы следует многостадийность процесса разрушения со сменой механизма по мере развития трещины. Ключевые слова: трубы магистральных газопроводов, протяженное разрушение труб, доля вязкой составляющей в изломе, испытание падающим грузом, динамическое и статическое ИПГ-испытание
Юбилеи
- Олегу Александровичу Банных — 85 лет , 48
| |
|
|
|
|
|
|
|
|