Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

   Деформация и разрушение материалов №8 за 2019
Содержание номера

Механика деформации и разрушения

  • Модель взаимодействия деформируемой струны с деформируемой преградой В. А. Головешкин1, 2, д-р техн. наук, Н. Н. Мягков2*, д-р физ.-мат. наук1МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, 107996, Россия2ФГБУН «Институт прикладной механики Российской академии наук», Москва, 125040, Россия*E-mail: nn_myagkov@mail.ru, 2

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-2-9

    Предложена модель взаимодействия деформируемой струны с деформируемой преградой при высоких скоростях удара. Задача рассмотрена в приближении плоской деформации. Для струны и преграды принимается гипотеза о несжимаемом идеально жестко-пластическом теле. Построенная модель позволяет оценить не только глубину внедрения струны в преграду, но также форму и объем (на единицу длины струны) образующегося кратера. Модель с высокой точностью (при скоростях удара более 2 км / с) воспроизводит хорошо известное в баллистике свойство пропорциональности объема кратера и кинетической энергии ударника. Вычисленный коэффициент пропорциональности в этой зависимости имеет большее значение для менее прочного алюминиевого сплава, использованного для тестирования. Дальнейшая верификация предложенной модели проведена посредством сравнения результатов, полученных на ее основе, с результатами численного моделирования поставленной задачи на основе полной системы уравнений механики деформируемого твердого тела.
    Ключевые слова: высокоскоростной удар, глубина и форма кратера, модель взаимодействия деформируемой струны с деформируемой преградой

Перспективные материалы и технологии

  • Прочность алюминиевых сплавов для мостостроения А. В. Коргин1, д-р техн. наук, П. Д. Одесский2*, д-р техн. наук, В. А. Ермаков1, Л. З. Зейд Килани1, В. А. Романец1, Е. А. Королёва1, канд. техн. наук1Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва, 129337, Россия2ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство», Москва, 109428, Россия*E-mail: odesskiy@cstroy.ru, 10

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-10-19

    Изучены особенности сопротивления алюминиевых сплавов различным воздействиям, характерным для работы в несущих конструкциях мостовых сооружений: усталостным, статическим, ударным нагрузкам, а также распространению трещин. Показано, что в мостостроении следует применять алюминиевые сплавы средней прочности систем Al–Mg, Al–Mg–Si, Al–Zn–Mg. Установлены особенности развития процессов деформации и разрушения алюминиевых сплавов, влияющие на их пластичность, энергоемкость разрушения, трещиностойкость, предел выносливости.
    Ключевые слова: алюминиевые сплавы, несущие конструкции мостов, прочность, пластичность, трещиностойкость, выносливость

  • Новая высокотвердая экономнолегированная износостойкая сталь ледебуритного класса и перспективы ее применения при отрицательных температурах В. И. Антипов, канд. техн. наук, Л. В. Виноградов, канд. техн. наук, А. Г. Колмаков*, чл.-корр. РАН, Ю. Э. Мухина, канд. техн. наук, И. О. Банных, канд. техн. наукФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлургии и материаловедения имени А. А. Байкова Российской академии наук, Москва, 119334, Россия*E-mail: akolmakov@imet.ac.ru, 20

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-20-24

    Исследованы структура, механические свойства и ударная вязкость при температурах от +20 до –70 °C новой экономнолегированной износостойкой стали 220Х2ФЮ ледебуритyого класса. Показано, что после соответствующей термической обработки сталь имеет структуру естественного дисперсно-упрочненного композиционного материала и отличается высокой твердостью (68—70 HRC). Выполнено сравнение разработанной стали со сталью 12Х2Н4ВА.
    Ключевые слова: износостойкая сталь, твердость, стойкость к абразивному износу, хладостойкость, дисперсно-упрочненный композиционный материал

Прикладные вопросы прочности и пластичности

  • Особенности структурного состояния и механического поведения мартенситно-стареющих сталей системы Fe–Cr–Ni В. Ф. Терентьев1*, д-р техн. наук, М. В Геров2, канд. техн. наук, Е. Ю. Владиславская2, Д. В. Просвирнин1, канд. техн. наук, Т. Г. Севальнёва1, Г. С. Севальнёв3, О. В. Антонова1, А. А. Ашмарин1, канд. техн. наук1ИМЕТ РАН, Москва, 119334, Россия2АО «Корпорация «МИТ», Москва, 127273, Россия3ФГУП «ВИАМ», Москва, Россия, 105005*E-mail: fatig@mail.ru, 25

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-25-33

    Исследованы структура и механические свойства при статическом и циклическом деформировании низкоуглеродистых мартенситно-стареющих сталей системы Fe–Cr–Ni c добавками молибдена и титана в сравнении со структурой и механическими свойствами аустенитно-мартенситной стали той же системы легирования. С использованием фрактографического метода анализа изучены механизмы зарождения и распространения усталостных трещин.
    Ключевые слова: мартенситно-стареющие стали, усталостная прочность, механические свойства, механизм распространения усталостных трещин

  • Длительная прочность арматурной стали 22Х2Г2АЮ при испытаниях на коррозионное растрескивание в кипящем растворе нитратов Н. Н. Сергеев1, д-р техн. наук, С. Н. Кутепов1, канд. пед. наук, А. Н. Сергеев1, д-р пед. наук,А. Г. Колмаков2, чл.-корр. РАН, В. В. Извольский3, канд. техн. наук, А. Е. Гвоздев1*, д-р техн. наук1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», Тула, 300026, Россия2Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова», Москва, 119334, Россия3Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет», Тула, 300012, Россия*E-mail: gwozdew. alexandr2013@yandex.ru, 33

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-33-39

    Исследовано влияние уровня прочности, температуры отпуска, времени между концом прокатки и началом отпуска на стойкость стержневой арматуры класса прочности А1000 из стали 22Х2Г2АЮ к коррозионному растрескиванию под напряжением в среде кипящего раствора нитратов (60% Ca(NO3)2 + 5% NH4NO3 + 35% H2O) при 110 °C. Установлено, что образцы арматуры имеют сравнительно невысокую длительную прочность. После отпуска при 150—450 °C в течение 2 ч механические свойства остаются в пределах класса прочности А1000, а длительная прочность практически не возрастает. Отпуск при 500—600 °C в течение 2 ч приводит к увеличению длительной прочности, но наблюдается разупрочнение стали. Выдержка проката перед началом отпуска в течение 2—48 ч практически не влияет на длительную прочность.
    Ключевые слова: арматурная сталь, длительная прочность, коррозионное растрескивание под напряжением, температура отпуска

Диагностика и методы механических испытаний

  • Влияние водородной коррозии на сопротивление хрупкому разрушению нефтепроводной трубы диаметром 530 мм из ферритно-перлитной стали 12ГСБ В. М. Горицкий, д-р техн. наук, Г. Р. Шнейдеров*, канд. техн. наук, О. В. ГорицкийЦНИИПСК им. Мельникова, Москва, 117393, Россия*E-mail: oem@stako.ru, 40

  • DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-8-40-48

    Исследованы структура, механические свойства при статическом растяжении, ударная вязкость, механизмы разрушения образцов трубной стали 12ГСБ, вырезанных из дефектных участков нефтепровода диаметром 530 мм. Установлено влияние водородной коррозии на аномальный характер температурных зависимостей ударной вязкости и доли вязкой составляющей в изломе. Показано существенное влияние серы на работу распространения вязкой трещины в поперечном направлении, и в меньшей степени — вдоль направления прокатки. Установлено, что развитие водородной коррозии в трубопроводе сопровождается значительным увеличением в хрупких изломах приведенной доли межзеренного разрушения (15,8—35%); в плоскости расслоения доля приведенного межзеренного разрушения достигает 50,5%. Связь ударной вязкости на поперечных образцах с долей вязкой составляющей в изломе большей частью имеет аномальный характер: выявляются два линейных участка с различающейся на порядок энергоемкостью разрушения. Участок с малой энергоемкостью (4,4—16,1 Дж / см2) характеризует действие сдвиговой составляющей расслоения в плоскости прокатки, а участок с высокой энергоемкостью (38—246 Дж / см2) — действие механизма нормального отрыва. Выявлен повышенный коэффициент анизотропии ударной вязкости: Kа = 2,31.
    Ключевые слова: анизотропия ударной вязкости, низкоуглеродистая сталь, работа распространения вязкой трещины, вязко-хрупкий переход, ферритно-перлитная структура, водородная коррозия, межзеренное разрущение, расслоение
105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru