|
|
|
|
|
|
|
Деформация и разрушение материалов №11 за 2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Физические основы прочности и пластичности
- Особенности прочности объектов низкой размерности Е. Е. Воробьев, М. А. Штремель*НИТУ «МИСиС», Москва, 119049, Россия*E-mail: str@mfp.misis.ru, 2
Нити, пленки, трубки, мембраны, оболочки рассмотрены как единый класс объектов низкой размерности с толщиной, много меньшей, чем длина и возможные перемещения. Отмечено, что прочность таких материалов почти достигла теоретической, при этом их несущую способность ограничивает не разрушение, а макроскопическая упругая (или упругопластическая) потеря устойчивости. Анализируется общность явлений потери несущей способности объектов низкой размерности, упругая (или упругопластическая) неустойчивость и ее моды (морщины и фокусы при кручении проволоки и ленты, при выпучивании, гофрировании, «конденсации кривизны» трубок и оболочек, пластические складки при прощелкивании). Ключевые слова: низкая размерность, упругая неустойчивость, оболочки вращения, сферы, пластические складки, работа образования
Механика деформации и разрушения
- Исследование поперечного изгиба пятислойной балки с круговой осью и податливым на сдвиг заполнителем Н. В. Осадчий, В. А. Малышев, В. Т. Шепель*ПАО «ОДК-Сатурн», Рыбинск, 152903, Россия*E-mail: sshepel@yandex.ru, 16
Рассмотрена задача поперечного изгиба пятислойной балки с круговой осью, состоящей из трех несущих обшивок и двух слоев податливого на сдвиг заполнителя. С помощью вариационного принципа получена, а методом операционного исчисления решена система дифференциальных уравнений поперечного изгиба. Точное решение представляет интерес для оценки статической прочности пятислойных, с круговой осью панелей звукопоглощающих конструкций авиационного двигателя, звукопоглощающих облицовок мотогондолы и элементов конструкции летательного аппарата, а также для верификации конечно-элементных моделей. Ключевые слова: поперечный изгиб, пятислойная балка, податливый на сдвиг заполнитель
- Эффекты перекрестного влияния напряжений и деформаций, траекторий нагружения и деформирования при термоциклировании цилиндрической пружины из никелида титана И. Н. Андронов1, М. Ю. Демина2*, Л. С. Полугрудова21Ухтинский государственный технический университет, Ухта, 169300, Россия2Сыктывкарский лесной институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова, Сыктывкар, 197000, Россия*E-mail: mdemina59@mail.ru, 23
На основании экспериментальных зависимостей перемещения свободного конца пружины из никелида титана в термоциклах под растягивающей нагрузкой рассчитаны напряжения и деформации, возникающие во внешнем слое. Исследовано влияние касательного напряжения на линейную составляющую деформации и нормального напряжения на сдвиговую деформацию. Показано, что интенсивность сдвиговой деформации при небольших усилиях уменьшается практически по линейному закону с ростом интенсивности нормальных напряжений. Повышение растягивающей силы приводит к появлению двойного реверса траекторий на кривых интенсивностей деформации. Ключевые слова: эффект памяти формы, цилиндрическая пружина, касательное и нормальное напряжения, угловая и линейная деформации, термоцикл, осевая сила, перекрестное влияние, траектории нагружения, траектории деформирования, осевое усилие
Перспективные материалы и технологии
- Фазовый состав, текстура и остаточные напряжения в соединениях сплава системы Al–Cu–Li, полученных сваркой трением с перемешиванием С. Я. Бецофен1*, В. И. Лукин2, М. И. Долгова1, М. Д. Пантелеев2, Ю. А. Кабанова11Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, 125993, Россия2ФГУП «ВИАМ», Москва, 105005, Россия*E-mail: s.betsofen@gmail.com, 33
Исследованы закономерности формирования фазового состава, текстуры и остаточных напряжений в соединениях сплава В-1469 системы Al–Cu–Li, полученных сваркой трением с перемешиванием. Установлена численная корреляция фазового состава, твердости, остаточных напряжений в различных зонах и сечениях сварного шва. Ключевые слова: сплав В-1469, система Al–Cu–Li, сварка трением с перемешиванием, остаточные напряжения, текстура
Диагностика и методы механических испытаний
- Влияние наработки рельсов на скорость поверхностных и головных ультразвуковых волн В. В. Муравьев1, А. В. Байтеряков1*, А. М. Глезер2, В. Е. Громов31ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова», Ижевск, 426069, Россия2ГНЦ РФ ЦНИИчермет имени И. П. Бардина, Москва, 105005, Россия3Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, 654007, Россия*E-mail: email1990@yandex.ru, 42
Исследовано изменение скоростей поверхностных и головных ультразвуковых волн вблизи поверхности катания головки рельсов с различным пропущенным тоннажом. Отмечена корреляция скорости поверхностных и головных волн с твердостью и структурой рельсовой стали. Ключевые слова: ультразвуковые поверхностные и головные волны, твердость, наработка, рельсы
Юбилеи
- Виктору Евгеньевичу Громову — 70 лет , 48
| |
|
|
|
|
|
|
|
|