|
|
|
|
|
|
|
Деформация и разрушение материалов №7 за 2019 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Физические основы прочности и пластичности
- Соотношение Холла—Петча и параметры локализованной пластичности Л. Б. Зуев*, д-р физ.-мат. наук, С. А. Баранникова, д-р физ.-мат. наукФедеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук», Томск, 634021, Россия*E-mail: lbz@ispms.tsc.ru, 2
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-2-7На основании сравнительного анализа механических свойств и характеристик процесса локализованной пластической деформации для поликристаллического алюминия предложено объяснение природы соотношения Холла—Петча для деформации поликристаллического металла в двух диапазонах размеров зерен. Показано, что соотношение Холла—Петча для напряжения течения связано с упругопластическим инвариантом деформации, объединяющим характеристики упругой деформации и локализованного пластического течения. Ключевые слова: деформация, пластичность, локализация, упрочнение, поликристаллы
- Исследование методом молекулярно-динамического моделирования скольжения краевой дислокации в никеле и серебре при наличии примесных атомов легких элементов Г. М. Полетаев1, д-р физ.-мат. наук, И. В. Зоря2, канд. техн. наук, М. Д. Старостенков1, 3, д-р физ.-мат. наук, Ю. В. Бебихов3, канд. физ.-мат. наук, Р. Ю. Ракитин4, канд. физ.-мат. наук1Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, 656038, Россия2Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, 654006, Россия3Политехнический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Мирный, 678170, Россия4Алтайский государственный университет, Барнаул, 656049, Россия*E-mail: gmpoletaev@mail.ru, 8
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-8-13Методом молекулярной динамики проведено исследование скорости скольжения краевой дислокации в ГЦК-металлах (никеле и серебре) в зависимости от температуры, касательного напряжения и содержания примесных атомов легких элементов (углерода, азота, кислорода). При малых касательных напряжениях (~10 MПа) скорость скольжения частичных дислокаций в чистых металлах снижается с ростом температуры, а при относительно высоких (~102 MПа и более) — возрастает. Введение примесных атомов замедляет скольжение дислокаций, причем в никеле это более выражено, чем в серебре, что в большей степени обусловлено различием параметров решеток: параметр решетки никеля меньше, чем серебра. Ключевые слова: молекулярная динамика, ГЦК-металл, примесь, частичная дислокация, скольжение дислокации
Механика деформации и разрушения
- Модель влияния фазового механизма деформирования на структурный в сплавах с памятью формы А. А. Мовчан, д-р физ.-мат. наукИнститут прикладной механики РАН, Москва, 125040, РоссияE-mail: movchan47@mail.ru, 14
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-14-23Предложена модель деформирования сплавов с памятью формы, описывающая фазовый и структурный механизмы изменения неупругой деформации, а также влияние первого механизма на второй. Определяющие соотношения для изменения деформаций в результате фазового перехода не используют понятия поверхности нагружения, тогда как модель развития деформаций за счет структурного перехода построена как аналог теории пластичности с изотропным упрочнением. Ключевые слова: сплавы с памятью формы, фазовые и структурные превращения, деформационное упрочнение, поверхность нагружения
Прикладные вопросы прочности и пластичности
- Ползучесть труб под наружным давлением Е. Е. Воробьев1, 2*, М. М. Перегуд1, Т. Н. Хохунова1, О. Ю. Милешкина1, С. А. Бекренев1, В. А. Маркелов1, д-р техн. наук, М. А. Штремель2, д-р физ.-мат. наук1АО «ВНИИНМ», Москва, 123060, Россия2НИТУ «МИСиС», Москва, 119049, Россия*E-mail: vorobyov-egor@yandex.ru, 24
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-24-37Проведены испытания 29 труб из сплава Э110 для ТВЭЛов реакторов ВВЭР и PWR на ползучесть под наружным давлением (температура 350 и 380 °C, окружные напряжения 70—130 MПа, выдержка до 4250 ч). После деформации до 0,9% и овальности до b / a = 0,86 выявлено ускорение ползучести, закончившееся сплющиванием трубы. Уравнения равновесия и ползучести трубы под давлением обобщены для труб любой овальности (эллипсов любого эксцентриситета). Его решение прогнозирует наличие единой кривой в координатах длина контура—эксцентриситет и дает условия неустойчивости трубы под давлением. Ключевые слова: ползучесть труб, сплав Э110, ТВЭЛ, наружное давление
- Влияние термической обработки на структуру и механические свойства низколегированной стали 10Х3А со сверхравновесным содержанием азота В. М. Блинов1, д-р техн. наук, М. В. Костина1, д-р техн. наук, Е. И. Лукин1*, канд. техн. наук, Е. В. Блинов1, д-р техн. наук, Л. Г. Ригина2, канд. техн. наук, С. О. Мурадян1, канд. техн. наук1ИМЕТ РАН, Москва, 119334, Россия2ОАО «НПО «ЦНИИТМАШ», Москва, 115088, Россия*E-mail: flattop@mail.ru, 38
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-38-41Исследованы структура и механические свойства низкоуглеродистой низколегированной стали 10Х3А со сверхравновесным содержанием азота (0,20 мас. %) после термической обработки по различным режимам. Установлены температуры закалки (950 °C) и отпуска (400 °C), обеспечивающие значительное упрочнение стали (σв = 1680 MПа, σ0,2 = 1550 MПа) при сохранении достаточной для практического использования пластичности (δ = 11%, ψ = 44%). По уровню прочности сталь 10Х3А превосходит широко применяемую для высоконагруженных изделий низкоуглеродистую легированную никелем и вольфрамом сталь 18Х2Н4ВА, не содержащую азота. Ключевые слова: азотсодержащая низкоуглеродистая сталь, мартенсит, аустенит, карбонитриды хрома, закалка, отпуск
Диагностика и методы механических испытаний
- О возможности прогнозирования усталостной долговечности элементов конструкций из авиационных композиционных материалов и сплавов Г. Ф. Рудзей*, д-р техн. наук, А. А. КалютаСибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина, Новосибирск, 630051, Россия*E-mail: rudzeig@sibnia.ru, 42
DOI: 10.31044 / 1814-4632-2019-7-42-48Выполнены циклические испытания образцов конструктивных элементов из углепластиков Т700, Т800, Т1000, ВКУ-27л, ВКУ-30КР14535 при растяжении и сжатии. Установлена взаимосвязь параметров уравнений кривых усталости. С учетом ранее полученных результатов для авиационных сплавов разработан общий алгоритм прогнозирования усталостной долговечности авиационных конструкций при оценке их ресурсных характеристик. Ключевые слова: углепластики, усталостная долговечность, статистический анализ, уравнения регрессии, усталостная долговечность
| |
|
|
|
|
|
|
|
|