Издательство "Наука и Технологии"
rus
eng
на главную книги журналы авторам подписка контакты регистрация
логин: пароль:
  выпуски


Выпуски за 2022 год

Выпуски за 2021 год

Выпуски за 2020 год

Выпуски за 2019 год

Выпуски за 2018 год

Выпуски за 2017 год

Выпуски за 2016 год

Выпуски за 2015 год

Выпуски за 2014 год

Выпуски за 2013 год

Выпуски за 2012 год

Выпуски за 2011 год

Выпуски за 2010 год

Выпуски за 2009 год

Выпуски за 2008 год

Выпуски за 2007 год

Выпуски за 2006 год

Выпуски за 2005 год

   Деформация и разрушение материалов №5 за 2022
Содержание номера

Физические основы прочности и пластичности

  • Модель аккомодации сдвигового планарного мезодефекта С. В. Кириков1, В. Н. Перевезенцев1, 2, д-р физ.-мат. наук, А. С. Пупынин1*, канд. физ.-мат. наук1Федеральный исследовательский центр «Институт прикладной физики Российской академии наук», Нижний Новгород, 603024, Россия2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, 603022, Россия*E-mail: pupynin.as@gmail.com, 2

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2022-5-2-10

    Предложена модель аккомодационной пластической деформации и релаксации упругой энергии планарных сдвиговых мезодефектов, возникающих на границах зерен вследствие неоднородной пластической деформации поликристаллов. Показано, что процесс релаксации может осуществляться путем последовательного отщепления от мезодефекта и ухода в тело зерна дислокационных стенок.
    Ключевые слова: границы зерен, мезодефекты, аккомодационная пластическая деформация, полоса скольжения

Механика деформации и разрушения

  • Масштабный эффект при циклическом нагружении сварных соединений К. П. Манжула1*, д-р техн. наук, Р. Сундер2, PhD1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, 195251, Россия2Bangalore Integrated System Solutions (P) Ltd, Бангалор, Карнатака, 560058, Индия*E-mail: conpaman@gmail.com, 11

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2022-5-11-18

    С использованием гипотезы наиболее слабого звена и распределения Вейбулла исследовано влияние масштабного фактора на предел выносливости сварных соединений по сравнению с корсетными цилиндрическими образцами-имитаторами зоны термического влияния. Показано, что для большинства металлических конструкций при толщине свариваемых листов до 40 мм масштабный эффект не проявляется, если усталостные характеристики металла зоны термического влияния определяются по результатам испытаний стандартных корсетных образцов-имитаторов.
    Ключевые слова: усталость, сварное соединение, масштабный эффект, зона термического влияния, концентрация напряжений и деформаций, гипотеза наиболее слабого звена

Перспективные материалы и технологии

  • Разработка и исследование огнестойкого алюмостеклопластика для капота двигателя вертолета В. В. Антипов1, д-р техн. наук, А. В. Сомов1, В. В. Сидельников1, Ю. Н. Нефедова1*, П. С. Огурцов2, В. А. Соловьев21Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов НИЦ «Курчатовский институт», Москва, 105005, Россия2Воронежское акционерное самолетостроительное общество, филиал ПАО «Ил», Воронеж, 394029, Россия*E-mail: nefedovajuls@inbox.ru, 19

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2022-5-19-25

    Изложен методический подход к разработке структуры гибридного слоистого металлополимерного материала типа СИАЛ (GLARE), удовлетворяющего требованиям к капоту двигателя легкого многоцелевого вертолета. Исследованы структура, механические свойства и огнестойкость (огненепроницаемость) СИАЛа, состоящего из тонких листов алюминий-литиевого сплава 1441 (система Al—Cu—Mg—Li) и прослоек стеклопластика на основе стеклоткани или ровинга различных схем армирования. На основании результатов исследований выбран материал СИАЛ-2-1Р, состоящий из двух внешних слоев алюминиевого сплава 1441 (после двухступенчатого искусственного старения по режиму Т11) и промежуточного слоя из стеклопластика на основе клеевого препрега из высокопрочного стеклоровинга РВМПН-10-600-14 и эпоксидного связующего ВСК-14-2мР. Прототип створки капота двигателя вертолета изготовлен методом автоклавного формования с применением соединений, полученных методом сращивания (splise). Показано, что структура и механические свойства конструктивно-подобного образца соответствуют требованиям нормативной документации. Замена титанового сплава ОТ4 огнестойким легким слоистым материалом позволит снизить массу капота двигателя вертолета на 15—20%.
    Ключевые слова: алюминий-литиевый сплав 1441, стеклоровинг, алюмостеклопластик, СИАЛ (GLARE), огненепроницаемость, капот двигателя вертолета

  • Исследование стойкости пластин из сплава ВТ6 с линейно изменяющейся градиентной структурой к направленному высокоскоростному воздействию С. В. Скворцова, д-р техн. наук, А. В. Шалин, канд. техн. наук, О. Н. Гвоздева*, канд. техн. наук, А. С. СтепунинМосковский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, 125993, Россия*E-mail: gon7133@mail.ru, 26

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2022-5-26-32

    Обобщены результаты исследований защитных (барьерных) свойств оксидных и нитридных покрытий от проникновения водорода при термоводородной обработке (ТВО) и установлены закономерности формирования линейно изменяющейся градиентной структуры титанового сплава ВТ6. Установлено, что формирующаяся в результате ТВО мелкодисперсная (α+β)-структура на поверхности обеспечивает повышенные прочностные свойства, а крупнопластинчатая структура в центре — высокую ударную вязкость. Показано, что пластины из сплава ВТ6 толщиной 12,5 мм с линейно изменяющейся градиентной структурой демонстрируют хорошую динамическую стойкость при обстреле оболочковыми пулями калибром 5,45 и 7,62 мм со стальным сердечником.
    Ключевые слова: титановый сплав, термоводородная обработка, линейно изменяющаяся градиентная структура, динамическая стойкость, баллистические испытания

Прикладные вопросы прочности и пластичности

  • Стабилизация состояния горячего наклепа штамповой стали при последующей термомеханической обработке А. А. Кругляков1, канд. техн. наук, С. О. Рогачев2*, канд. техн. наук, С. А. Никулин2, д-р техн. наук, Х. С. Нгуен2, канд. техн. наук, Н. В. Лебедева3, 4, канд. техн. наук, Г. А. Панова41Научно-коммерческая фирма WBH, Берлин, D-10117, Германия2Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, 119049, Россия3НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей», Санкт-Петербург, 191015, Россия4Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, 190121, Россия*E-mail: csaap@mail.ru, 33

  • DOI: 10.31044/1814-4632-2022-5-33-39

    Изучено влияние режимов термомеханической обработки на поведение экономнолегированной штамповой стали с регулируемым аустенитным превращением при эксплуатации (РАПЭ) в условиях деформации при 450—750 °C. Показано, что аустенизация при 1150 °C, последующая многократная деформация растяжением при 450 °C, охлаждение до комнатной температуры и быстрый нагрев до 750 °C стабилизируют состояние горячего наклепа и обеспечивают наибольшее упрочнение стали при этой температуре.
    Ключевые слова: инструментальная сталь, регулируемое аустенитное превращение при эксплуатации (РАПЭ), термомеханическая обработка, фазовое превращение, горячий наклеп


  • Книжная полка , 40



105215, г.Москва, 9-я Парковая ул., дом 60
Тел./факс: (495)988-98-65, (495)988-98-67
e-mail: admin@nait.ru