|
|
|
|
|
|
|
Химическая технология №2 за 2016 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Технология неорганических веществ и материалов
- Получение вяжущего материала с улучшенными прочностными показателями Канд. техн. наук К. Г. Григорян, канд. техн. наук Л. Г. Багинова, канд. хим. наук С. М. Айрапетян, канд. техн. наук А. А. Хачатрян, канд. техн. наук Г. А. Арутюнян, А. Н. Азнаурян, О. В. ГригорянИнститут общей и неорганической химии НАН Республики Армения, ЕреванE-mail: Khachatryanann@rambler.ru, 50
Исследован процесс дегидратации борогипса под действием микроволнового (МВ) излучения с получением полугидрата сульфата кальция в качестве вяжущего материала.
Показано, что вяжущее на основе борогипса, полученного в МВ печи в присутствии добавок малеината калия (МК) и карбоксилметилцеллюлозы (КМЦ), по прочностным показателям вдвое превосходят вяжущие, полученные из борогипса традиционными методами. Ключевые слова: гипсовые вяжущие материалы, микроволновое излучение, минерализатор, дегидратация.
- Математическая модель взаимодействия природного фуллеренсодержащего минерала шунгита и микрокристаллического алюмосиликатного минерала цеолита с водой Д-р техн. наук И. Игнатов1, канд. хим. наук О. В. Мосин21Научно-исследовательский центр медицинской биофизики (НИЦМБ), София, Болгария2Московский университет прикладной биотехнологии,E-mail: mosin-oleg@yandex.ru, 55
Установлена математическая модель взаимодействия аморфного, некристаллизирующегося, фуллереноподобного углеродсодержащего природного минерала шунгита (Зажогинское месторождение, Карелия, РФ) и микрокристаллического алюмосиликатного минерала цеолита (Мост, Болгария) с водой. Приведены данные о наноструктуре и структурных свойствах этих минералов, полученные с помощью элементного анализа, сканирующей электронной микроскопии (СЭМ), ИК- и ДНЭС-спектроскопии. Измерены значения величин средней энергии (ΔEH…O) водородных Н…O-связей между молекулами H2O в образцах воды после ее обработки шунгитом и цеолитом, составляющие +0,0025±0,0011 эВ для шунгита и –1,2±0,0011 эВ для цеолита. Показана закономерность изменения ΔEH…O в процессе обработки воды шунгитом и цеолитом. Ключевые слова: шунгит, цеолит, наноструктура, фуллерены, СЭМ, ДНЭС.
- Моделирование и сокращение потерь фторсодержащих компонентов в производстве алюминия Канд. хим. наук Н. В. Головных, канд. геол.-минерал. наук В. А. Бычинский, Л. М. Филимонова, д-р геол.-минерал. наук К. В. ЧудненкоИнститут геохимии им. А. П. Виноградова Сибирского отделения Российской академии наук (ИГХ СО РАН), ИркутскE-mail: Golovnykh@igc.irk.ru, 65
Исследованы химико-технологические особенности применения фтористых соединений в производстве алюминия. Методом компьютерного моделирования уточнены режимы и параметры технологических процессов, существенно снижающие выбросы вредных веществ. Модернизированы методы получения фтористых солей и оптимизации их химического и гранулометрического состава. Разработаны мероприятия по совершенствованию технологии электролиза, обеспечивающие снижение потерь ценных компонентов. Ключевые слова: производство алюминия, фтористые соединения, электролиз, физико-химические модели, оптимизация технологии, расход сырья.
Нефтехимия и нефтепереработка
- Производные пиридина в качестве лигандов металлокомплексов для пероксидного окисления сероорганических соединений Д-р хим. наук А. В. Анисимов1, канд. хим. наук Ж. Б. Мылтыкбаева2, д-р хим. наук Ж. Каирбеков2, Д. Мукталы2, канд. хим. наук Э. В. Рахманов1, А. В. Акопян1, Н. С. Балеева1, Н. В. Дьяченко1, канд. хим. наук А. В. Тараканова11Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,2Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Республика Казахстан, АлматыE-mail: sulfur45@mail.ru, 74
Проведен синтез дизамещенных пиридинов — производных 2,6-пиридиндикарбоновой кислоты, получены из них in situ пероксокомплексы вольфрама и ванадила, проявившие активность в окислении сернистых соединений дизельных фракций различного проихождения. Ключевые слова: производные пиридина, лиганды, окисление, сероорганические соединения, дизельные фракции.
Химическая кибернетика, моделирование и автоматизация химических производств
- Влияние величины и состава рецикла на энергетические затраты для случая обратимой последовательной реакции Канд. техн. наук С. Л. Назанский, д-р техн. наук А. В. Солохин, В. Э. Обонг, А. В. КийкоМосковский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. ЛомоносоваЕ-mail: nazanski@yandex.ru, solokhin@mitht.ru, veolink@mail.ru, avkiyko.mitht@gmail.com., 78
Исследовано влияние величины и состава рецикла на конверсию и селективность для случая обратимой последовательной реакции. Оценены минимальные энергетические затраты, необходимые для достижения заданной конверсии и селективности в рециркуляционной системе реактор — ректификационная колонна. Ключевые слова: рециркуляционные системы, конверсия, селективность, энергетические затраты, ректификация.
Из истории химической технологии
- Профессор А. М. Розен — выдающийся ученый в области физической химии и химической технологии Д-р хим. наук В. В. Белова, д-р техн. наук А. Е. Костанян, канд. хим. наук С. А. КузнецоваИнститут общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН, МоскваE-mail: belova@igic.ras.ru, 86
- К вопросу о современной образовательной среде химической подготовки студентов — будущих инженеров горно-металлургической отрасли Канд. техн. наук Н. М. Вострикова1, д-р пед. наук Н. П. Безрукова21ВО «Сибирский федеральный университет», кафедра фундаментальной естественнонаучной подготовки Института цветных металлов и материаловедения, Красноярск2ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»E-mail: vnatali59@mail.ru, тел. 8-983-160-42-50E-mail: bezrukova@kspu.ru, тел. 8-902-910-28-82, 89
На примере подготовки студентов по химии — будущих инженеров горно-металлургической отрасли обсуждаются структура и наполнение информационно-деятельностной образовательной среды для формирования профессиональных компетенций студентов. Ключевые слова: подготовка инженера горно-металлургической отрасли, профессиональные компетенции, обучение химическим дисциплинам, образовательная среда, информационно-деятельностная образовательная среда.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|