|
|
|
|
|
|
|
Коррозия: защита, материалы. Приложение к журналу «Технология металлов». №13 за 2024 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Общие вопросы коррозии
- Исследование структуры и коррозионной стойкости поверхностей изношенных при трении теплостойких конструкционных сталей П. И. МАЛЕНКО1*, канд. техн. наук, О. Б. КРЮЧКОВ2, канд. техн. наук, А. Е. БОЛДЫРЕВ11Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет», г. Тула, 300012, Российская Федерация2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, 400005, Российская Федерация*e-mail: malenko@tsu.tula.ru, 1
DOI: 10.31044/1684-2499-2024-0-13-1-8В статье рассмотрены факторы обеспечения высоких показателей износостойкости и антифрикционности никотрированных теплостойких конструкционных сталей в условиях трения скольжения в среде насыщенного раствора KCl. Выявлено, что коррозионностойкие элементы не обеспечивают высоких прочностных характеристик сталей и не способствуют снижению скорости коррозионно-механического изнашивания. Показано, что разрушение сталей при изнашивании в основном определяется эффектом пропахивания, причем с увеличением прочностных свойств сталей имеет место переход от эффекта пропахивания к эффекту отслаивания. Ключевые слова: никотрирование, теплостойкие конструкционные стали, коррозионно-механическое изнашивание, насыщенный раствор KCl, износостойкость, антифрикционность, эффекты пропахивания и отслаивания.
- Сравнение коррозионной стойкости авиационных алюминиевых сплавов в приморской атмосфере умеренно теплого и влажного тропического климата В. О. СТАРЦЕВ1, д-р техн. наук, М. А. ГОРБОВЕЦ1, канд. техн. наук, Е. О. ВАЛЕВИН1, канд. техн. наук, А. А. СКИРТА1, О. В. СТАРЦЕВ1, 2, д-р техн. наук1НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, Москва, 105005, Российская Федерация2Институт физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН, г. Якутск, 677980, Российская Федерация*e-mail: vostartsev@viam.ru, 9
DOI: 10.31044/1684-2499-2024-0-13-9-18Представлены результаты исследований коррозионной стойкости авиационных алюминиевых сплавов после двух лет экспозиции в приморской атмосфере умеренно теплого климата г. Геленджик и тропического климата г. Ваньнин (остров Хайнань, КНР). Показано, что коррозионная агрессивность атмосферы Геленджика вследствие расположения стендов в непосредственной близости от береговой линии и более активного воздействия морских хлоридов и сульфатов соизмерима с коррозионной агрессивностью тропической станции. Формирующиеся коррозионные поражения не влияют на временное сопротивление и предел текучести изученных материалов, но снижают относительное равномерное удлинение части изученных сплавов. Ключевые слова: авиационные алюминиевые сплавы, коррозионная стойкость, продукты коррозии, прочность, относительное удлинение, агрессивность приморской атмосферы.
Защитные покрытия
- Использование модификаторов трения в эпоксиуретановых композициях А. В. САВЧУК*, канд. техн. наук, В. Ю. СЕНИЧЕВ, канд. техн. наук, Э. В. ПОГОРЕЛЬЦЕВИнститут технической химии Уральского отделения Российской академии наук — филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Пермского федерального исследовательского центра» Уральского отделения Российской академии наук, г. Пермь, 614013, Российская Федерация*е-mail: ataraksa@mail.ru, 19
DOI: 10.31044/1684-2499-2024-0-13-19-27Исследована возможность модификации композиций на основе эпоксиуретанового олигомера и эпоксидной смолы, предназначенных для защиты стальных трубопроводов от воздействия агрессивных сред. Используя стеараты металлов и другие модификаторы трения, удалось добиться снижения объемного износа материала покрытия практически в два раза. Установлены особенности влияния указанных наполнителей на фазовую структуру и физико-механические свойства исследованных материалов, а также степень стабильности основных характеристик разработанных покрытий в ряде химически агрессивных сред. Ключевые слова: олигоэфируретандиэпоксид, ИК-спектры, набухание, полиуретан, температура стеклования, физико-механические свойства, износостойкость, химстойкость, водостойкость.
Методы исследования и коррозионный мониторинг
- Экспериментальная оценка прочности углепластиков до и после их выдержки в морской воде С. С. МУЗЫКА, У.Д. КОСИМОВМосковский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), Москва, 105005, Российская Федерацияe-mail: malyin@mail.ru, 28
DOI: 10.31044/1684-2499-2024-0-13-28-32Приведены результаты экспериментальных исследований образцов углепластиков (при межслоевом сдвиге и изгибе) при температурах испытаний +23 и –50 °C после их длительной выдержки в морской воде. Для проведения испытаний были изготовлены две партии образцов: без дефектов и с поверхностным дефектом в виде надреза. Установлено, что прочность дефектных образцов после их длительной выдержки в морской воде снижается на 18%, тогда как механические характеристики образцов без дефектов изменяются в пределах 3%. Ключевые слова: углепластик, межслоевой сдвиг, изгиб, выдержка в морской воде.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|