|
|
|
|
|
|
|
Электрика №11 за 2015 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Содержание номера Электрическое хозяйство: проблемы и эффективность
- Прогнозирование коэффициента готовности тягового электродвигателя И. М. Хошмухамедов, д-р техн. наук, проф.О. В. Косарева-Володько, канд. техн. наук, доцент, kosareva-volodko@rambler.ruМосковский институт стали и сплавовС. Н. Решетняк, канд. техн. наукМосковский горный институт, 2
В настоящее время имеется потребность в проведении широких исследований проблемы надежности городского электрического транспорта, при которых должны быть разработаны методы оценки экономического ущерба от отказов в системах электроснабжения троллейбусов и трамваев. В связи с этим предлагается метод, основанный на данных, полученных в процессе эксплуатации данного вида транспорта. Ключевые слова: тяговый электродвигатель, параметр надежности, прогнозирование, коэффициент готовности.
- Прогнозирование надежности тяговых электродвигателей троллейбусов и трамваев И. М. Хошмухамедов, д-р техн. наук, проф.О. В. Косарева-Володько, канд. техн. наук, доцент, kosareva-volodko@rambler.ruМосковский институт стали и сплавов, 4
Вопросы исследования в области надежности городского электрического транспорта встали наиболее остро в последние годы, поскольку данный вид городского транспорта, а именно трамваи и троллейбусы, достаточно экономичны и, кроме того, являются экологически безопасными видами транспорта. Для бесперебойной работы электрического транспорта необходимо разработать оптимальную систему планово-предупредительных ремонтов. Ключевые слова: тяговый электродвигатель, надежность, коэффициент готовности, коэффициент обслуживания, коэффициент использования.
- Выравнивание нагрузок в электрических сетях промышленных предприятий Р. С. Саитбаталова, канд. техн. наук, SaidBat@gmail.comКазанский государственный энергетический университет, 6
Рассматривается коэффициент несимметрии, обусловленный неравномерностью нагрузок по фазам. Предлагается снижение потерь электроэнергии и напряжения (падения напряжения) путем выравнивания нагрузок фаз. Ключевые слова: коэффициент неcимметрии, нагрузка фаз, потери электроэнергии, падение напряжения, экономия электроэнергии.
- Проблема оценки эффективности энергопотребления В. И. Бирюлин, канд. техн. наук, доцент, bir1956@mail.ruД. В. Куделина, аспир., mary_joy@mail.ruЮго-Западный государственный университет (ЮЗГУ), г. Курск, 10
Рассмотрены проблемы выбора критериев оценки эффективности энергопотребления и процессов управления использованием топливно-энергетических ресурсов. Показано, что выбор обобщенных критериев эффективности энергопотребления позволяет получить более достоверную информацию, чем при использовании групп разнородных критериев. Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы, показатель эффективности, энергопотребление, энергоэффективность, система управления энергопотреблением.
Информационное сопровождение эксплуатации электрохозяйства
- Задачи автоматизированной системы управления распределительными электрическими сетями А. В. Молодых, канд. техн. наук, доц., young_al@mail.ruМ. А. Цуканов, канд. техн. наук, ст. преп., tsukanov_m_a@mail.ruСтарооскольский технологический институт, (филиал) НИТУ «МИСиС», 15
Рассматриваются задачи системы управления распределительными сетями, решение которых возможно на основе разработки интеллектуальной интегрированной системы управления распределительной электрической сетью с использованием технологии мультиагентных систем. Основным назначением системы являются: мониторинг и контроль состояния распределительной электрической сети, выработка стратегий управления, позволяющих предотвратить или снизить потери электроэнергии. Ключевые слова: энергоэффективность, энергосистема, энергопотребление, прогноз, распределительные электрические сети, мультиагентные системы, агенты, искусственный интеллект.
Теория электрики
- Определение рационального количества фаз асинхронного двигателя в заданных габаритах А. Г. Логачёва, аспирант, logacheva.alla@yandex.ruШ. И. Вафин, д-р техн. наук, vafinshi@yandex.ruКазанский государственный энергетический университет» (ФГБОУ ВПО «КГЭУ»), 22
С развитием полупроводниковой техники и распространением преобразователей частоты в качестве источников питания и средств управления асинхронными двигателями возрастает интерес к двигателям, в которых количество фаз статора превышает три. Рассматривается сравнение параметров двигателей с разным количеством фаз статора, изготовленных на основе стандартно выпускаемого трехфазного тягового двигателя. При этом изменениям подлежат обмотка и геометрия зубцово-пазовой зоны статора. Разработана методика определения области значений количества фаз двигателя, возможных в заданных габаритах. На основании сравнения параметров исследуемых двигателей было выявлено, что улучшение эксплуатационных характеристик при сохранении величины суммарных потерь и массы обмотки на уровне, не превышающем аналогичные величины для исходного трехфазного двигателя, достигается при количестве фаз статора, близком к максимальному. Ключевые слова: многофазный асинхронный двигатель, количество фаз, габариты.
- Математическое моделирование внешнего магнитного поля электрической машины, обусловленного рассеянием с поверхности статора В. В. Сотников, д-р техн. наук, проф., VV_Sotnikov@mail.ruЮго-Западный государственный университет (ЮЗГУ), г. Курск, 28
Выполнено математическое моделирование части внешнего магнитного поля электрической машины переменного тока, обусловленной рассеянием с внешней поверхности спинки статора. Получено аналитическое выражение для основной гармоники скалярного магнитного потенциала. Выявлены особенности его пространственного распределения: характер спадания, зависимость от геометрических размеров. Показано, что уровень внешнего поля прямо пропорционален напряженности поля Ht на поверхности спинки статора. Ключевые слова: электрическая машина, математическое моделирование, внешнее магнитное поле, магнитный потенциал.
Новое в различных областях: оборудование, технологии, материалы
- Упрочнение электроосажденных покрытий цианированием В. В. Серебровский, д-р техн. наук, проф.Юго-Западный государственный университет, г. КурскВ. И. Серебровский, д-р техн. наук, проф.Р. И. Сафронов, канд. тех. наук, доцент, russafronov@ya.ruЮ. П. Гнездилова, канд. тех. наук, доцентЕ. С. Калуцкий, аспирантКурская государственная сельскохозяйственная академия, 31
Определены недостатки электролитических покрытий ремонтируемых деталей, из-за которых происходит снижение надежности их дальнейшей работы. Для повышения износостойкости предложено применять насыщение их поверхностей углеродом и азотом. Приведены экспериментальные исследования разработанных процессов. Ключевые слова: электролитические покрытия, электроосажденное легированное железо, износостойкость, цианирование, упрочнение деталей, карбонитридная зона.
- Электроосаждение железо-боридных покрытий В. В. Серебровский, д-р техн. наук, проф.Юго-Западный государственный университет, г. КурскВ. И. Серебровский, докт. техн. наук, проф.Р. И. Сафронов, канд. тех. наук, доцент, russafronov@ya.ruЮ. П. Гнездилова, канд. тех. наук, доцентЕ. С. Калуцкий, аспирантКурская государственная сельскохозяйственная академия, 33
Рассматриваются вопросы восстановления деталей автомобилей и тракторов с износом не более 0,3 мм гальванического покрытия. Приведены результаты экспериментальных исследований процессов получения покрытий деталей сплавами на основе бора. Показаны преимущества использования электролитического сплава железо—бор в качестве покрытий. Ключевые слова: электролитический сплав, железо—бор, осаждение покрытий, восстановление, деталь, катодная плотность тока, износостойкость, микротвердость.
- Прогнозирование свойств электроосажденных покрытий на основе железа В. В. Серебровский, докт. техн. наук., проф.Юго-Западный государственный университет, г. КурскЛ. Н. Серебровская, канд. тех. наук, доцентР. И. Сафронов, канд. тех. наук, доцент, russafronov@ya.ruЮ. П. Гнездилова, канд. тех. наук, доцентБ. С. Блинков, аспирантКурская государственная сельскохозяйственная академия, 36
Рассмотрены результаты экспериментов по электролитическому осаждению железо-молибденовых покрытий. Приведены полученные эмпирические зависимости для микротвердости покрытия, содержания молибдена в покрытии и выхода по току. Показано сравнение результатов расчетов по найденным эмпирическим зависимостям с опытными данными. Ключевые слова: механические свойства электролитических покрытий, асимметричный переменный ток, катодная плотность тока, показатель асимметрии, кислотность электролита, электроосаждение железо-молибденовых покрытий.
Информация
- По страницам сайтов. Новые источники энергии (в порядке дискуссии) , 38
| |
|
|
|
|
|
|
|
|